Форум врачей - иппологов, специалистов конной индустрии, владельцев и любителей лошадей

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



правила организации карантина

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

Нужна консультация в каких документах можно найти правила организации карантина, требования к помещениям (для карантина), а так же в каких случаях необходим дезбарьер и его устройство.

2

Несколько слов про дезбарьеры.
Вопросы дезинфекции отражены в Правилах проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора, утверждены Господином Непоклоновым Е.А. 15 июля 2002 г.
Функция дезбарьера – недопущение распространения инфекции  с обувью и колесами автотранспорта или наоборот, недопущение заноса  инфекции на территорию к.-л. предприятия.  Дезбарьеры, соответственно, бывают для колес автотранспорта и для дезинфекции обуви.
П. 6.8. Правил определяет требованья к автомобильным дезбарьерам. « С целью дезинфекции колес автомобильного транспорта у въезда на территорию ферм оборудуют дезбарьеры длиной по зеркалу дезинфицирующего раствора не менее 9-10 м и по днищу 6 м, которые на глубину 20-30 см  заполняют одним из растворов: 4%-ным горячим (60-70°С) раствором едкого натра, 4%-ным раствором формальдегида, 5%-ным раствором хлорной извести, 2%-ным раствором глутарового альдегида или другими химическими дезинфицирующими средствами, разрешенными для дезинфекции Департаментом ветеринарии  Минсельхоза России. После прохождения автотранспорта через дезбарьер его выдерживают на площадке отстоя не менее 20-30 мин.
Дезбарьеры оборудуют в отапливаемом помещении ветсанпропускника или под навесом (от дождя и снега). В последнем случае под днищем прокладывают трубы центрального отопления для подогрева раствора в зимнее время.
В не отапливаемых дезбарьерах (в зимнее время) для предотвращения замерзания к растворам добавляют 10-15% поваренной соли».
П. 7.6. Определяет требования к дезинфекции обуви. «Обувь дезинфицируют каждый раз при входе в производственные помещения и выходе из них. Для дезинфекции обуви у входа в помещение для животных и каждую изолированную их часть, кормоприготовительные, склады кормов, санитарно-убойный пункт и другие сооружения, расположенные на территории производственной зоны, устанавливают дезковрики, заполненные опилками, поролоном или другим пористым эластичным материалом, или дезванночки.  Дезковрики периодически обильно пропитывают дезинфицирующим раствором, соответствующим по активности виду возбудителя, а в дезванночки наливают раствор на глубину 10 см.»

Vecz Спасибо за Дезинфекцию. Сами Правила, хоть и не опубликованные в официальной печати в pdf  выложены в Библиотеке, Правила дезинфекции Alekx

Отредактировано vecz (24-02-2009 18:14:31)

3

Ну вот пошли более сложные и интересные вопросы. Почему сложные?
А почему никто ничего не написал в ответ? Вы думаете, что я как некий фокусник из волшебного цилиндра за уши вместо кролика достану таинственную Инструкцию, разом решающую все наши вопросы? Так нет же, за уши я смогу только притянуть некоторые нормативные акты, да изложить свои соображения на этот счет, если конечно они Вам интересны. Впрочем, если кто-то сам претендует на роль такого доброго волшебника, думаю, все будут только рады. Мне уже было предложение по почте отразить эту тему на форуме, пока я соображал, что могу изложить по этому поводу, вопрос и задали? Значит назрел. Планирую разложить тему на несколько постов, пусть меня не осудят администраторы форума за некоторую многословность.
Итак, про карантин. Почему вопрос сложнее других. Большинство проблем у коневладельцев, администрации конюшен, ветеринарных специалистов, ветинспекторов возникает по одной причине. Каждый из нас, инстинктивно считая себя умнее других, сам трактует уже имеющийся в наличии документ по интересующей проблеме, исходя из своей собственной индивидуальности. Как древние фарисеи каждый на свой лад толковали Ветхий завет, выдергивая из него нужные им цитаты, не обращая внимания на целостность священной книги. В последствии некоторые толкования признавались ересью, другие приняли статус апокрифа, и становились частью Писания, но вот что из этого священно, а что бред фанатиков, сейчас уже не важно, все это элементы религии. Как не странно, в ветеринарии все аналогично. Имея перед собой более или менее рабочую инструкцию по конкретному вопросу, пусть не совсем современную, пусть не совсем законную с точки зрения современного законодательства, но уже готовую к применению, мы все начинаем выдергивать из нее цитаты, кажущиеся нам важными и существенными, забывая о целостности документа. Относитесь к любому документу как самодостаточному, не додумывайте за его создателей сути, выполняйте положения инструкции как в ней указано, и большинство вопросов отпадет само собой.
А с карантином как раз все сложнее. Сам вопрос разбивается на несколько направлений, по каждому из которых все абсолютно туманно. Во первых, необходимо получить определение самого термина – карантин. Во вторых, возникает связанная с первым пунктом ситуация когда карантин как понятие или процесс используется в двух различных по сути значениях – как комплекс мер при особо-опасных болезнях и как процедура обязательная при перемещении условно здоровых животных в благополучных по эпизоотике хозяйствах. В третьих, зависящая от двух первых проблема, связанная с живыми объектами карантина, т.е. нашими любимыми зверями. И на конец  карантин как место его проведения при различных ситуациях. Вот список вопросов, решив каждый из которых, мы сможем более или менее решить вопрос в целом.
Начнем с определения. Ветеринарный энциклопедический словарь под редакцией В.П.Шишкова 1981 год (последнее официальное издание такого рода) трактует Карантин (карантинирование) как систему ограничительных мероприятий, проводимых для предупреждения распространения инфекционных болезней человека, животных и растений. Далее в статье про карантин говорится о порядке установления и снятия карантина, проводимых при его установлении мероприятиях. Все…извините.
Теперь обратимся к более раннему изданию Ветеринарный энциклопедический словарь под редакцией К.И.Скрябина 1950 г. «Карантин ветеринарный – система ограничительных мероприятий, имеющих целью предупреждение заноса и распространения инфекционных болезней животных. И далее указывается: Различают карантин профилактический и карантин, устанавливаемый при обнаружении заразной болезни. Профилактическому карантину подвергают всех вновь поступивших в хозяйство животных, в т.ч. и птиц; их содержат в течение 30 дней обособленно, подвергают соответствующим вет.-сан. исследованиям и обработке и допускают в общее стадо лишь по истечении срока карантина. При установлении заразных болезней подвергают карантину в зависимости от вида и степени распространения болезни, либо часть хозяйства (отдельный двор, ферма, бригада, отара), либо все хозяйство в целом, либо весь населенный пункт, а иногда и целую административно-территориальную единицу (сельсовет, район и т.д.). Сроки и ограничительные меры при отдельных заразных болезнях регулируются соответствующими инструкциями МСХ СССР». Просто, доступно и разумно. Что же произошло за 30 лет, что так оглупило составителей словаря? Ничего. Все в пределах разумного. Порядок установления карантина в более раннем случае определялся постановлением Совета Народных комиссаров СССР №2029 от 2 сентября 1941 года (обратите внимание на дату, представляете, насколько это было важно для государства, что СНК рассматривал поправки к постановлению №115 от 27.01.1939 осенью1941 года). Порядок установления карантина после 1967 года определялся Ветеринарным Уставом Союза ССР, что и указано в словаре 1981 года. Значит нам нужен этот Устав в редакции  утвержденной постановлением Совета Министров СССР № 1142 от 22 декабря 1967г. Раздел IV. О Порядке установления и снятия карантина при заразных болезнях  животных.
25. Карантин устанавливается при следующих заразных болезнях: ящуре, сибирской язве животных, чуме, повальном воспалении легких, эмфизематозном карбункуле крупного рогатого скота, сапе, эпизоотическом лимфангоите, инфекционной анемии, энцефаломиелите, заразном катаре верхних дыхательных путей и контагиозной плевропневмонии лошадей, чуме и бациллярной роже свиней, оспе овец, инфекционной плевропневмонии коз, чуме, псевдочуме, пастереллезе, оспе-дифтерите, микоплазмозе, вирусном гепатите птиц, краснухе, бранхиомикозе карпов, фурункулезе, инфекционной анемии форелей, дискокотелезе и вертеже лососевых рыб.
Изменение и дополнение указанного перечня болезней может производиться МСХ  СССР.
26. При выявлении заразной болезни животных (включая птиц, пушных зверей, рыб и пчел) отдельные дворы, гурты, отары, табуны, фермы, пруды, пасеки, колхозы, совхозы, откормочные пункты, птицефабрики, племенные заводы, конные заводы, ипподромы, заготовительные базы, прудовые, подсобные и другие хозяйства или их отделения (бригады) объявляются неблагополучными по данной заразной болезни, а при выявлении болезней, предусмотренных в статье 25 настоящего Устава, в них немедленно устанавливается карантин.
   В случае необходимости объявляются неблагополучными по заразной болезни животных и карантинируются железнодорожные станции, морские и речные порты я пристани, аэропорты, города и другие населенные пункты, район, группа районов, область, край, республика.
При отдельных заразных болезнях животных по перечню, устанавливаемому Министерством сельского хозяйства СССР, вокруг карантинируемого объекта устанавливается угрожаемая зона.
При выявлении на мясокомбинате (птицекомбинате, бойне, убойном пункте) скота и птицы, больных заразной болезнью, предусмотренной в статье 25 настоящего Устава, по указанию главного ветеринарного врача района, главного (старшего) ветеринарного врача города (ветеринарного отдела горисполкома) на предприятии вводятся ветеринарно-санитарные ограничения в соответствии с инструкциями Министерства сельского хозяйства СССР на срок, необходимый для ликвидации заболевания и проведения ветеринарно-санитарных мероприятий.
27. Объявление отдельных дворов, гуртов, отар, табунов, ферм, прудов, пасек, колхозов, совхозов, откормочных пунктов, птицефабрик, племенных заводов, конных заводов, ипподромов, заготовительных баз, прудовых, подсобных и других хозяйств или их отделений (бригад) и других организаций, железнодорожных станций, морских и речных портов и пристаней, аэропортов, селений, поселков городского типа, городов районного подчинения неблагополучными по заразной болезни животных и установление в них карантина производятся решением исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов трудящихся по представлению главного ветеринарного врача района (города), с последующим уведомлением в суточный срок областного, краевого управления сельского хозяйства, министерства сельского хозяйства автономной республики либо министерства сельского хозяйства союзной республики, не имеющей областного деления, а также вышестоящих органов по принадлежности предприятий и организаций.
Объявление города областного, краевого, республиканского подчинения, района, группы районов, области, края, автономной республики неблагополучными по заразной болезни животных и установление в них карантина производятся соответственно решением исполнительного комитета областного, краевого Совета депутатов трудящихся. Совета Министров автономной республики или Совета Министров союзной республики по представлению соответствующего ветеринарного органа, с последующим уведомлением в суточный срок Министерства сельского хозяйства СССР.
Установление угрожаемой зоны по заболеванию животных заразной болезнью производится в порядке, предусмотренном для введения карантина.
Советы Министров союзных республик. Советы Министров автономных республик, исполнительные комитеты краевых, областных, районных, городских, поселковых и сельских Советов депутатов трудящихся, местные сельскохозяйственные органы, правления колхозов, директора совхозов и руководители других предприятий, организаций и учреждений до введения в установленном порядке карантина немедленно принимают необходимые меры к предупреждению распространения и скорейшей ликвидации заразной болезни.
28. При установлении карантина проводятся следующие мероприятия:
а) воспрещаются провоз (прогон) животных через карантинируемую территорию, ввоз (ввод) на эту территорию, вывоз (вывод) с этой территории восприимчивых (в необходимых случаях и невосприимчивых) к данной болезни животных;
6) воспрещается в случаях, определяемых Министерством сельскою хозяйства СССР, заготовка на карантинируемой территории животных, продуктов и сырья животного происхождения, сена, соломы и других грубых кормов;
в) в пределах карантинируемой территории закрываются в случаях, определяемых Министерством сельского хозяйства СССР, рынки и воспрещается проведение ярмарок, базаров и выставок животных (включая птиц, пушных зверей, собак);
г) воспрещается совместная пастьба, водопой и иной контакт больных животных со здоровыми животными, выпуск из помещений животных, могущих разносить инфекцию;
д) воспрещается перегруппировка (перевод) внутри хозяйства животных без согласования с ветеринарным специалистом;
е) трупы животных, павших от заразных болезней, в зависимости от характера заболевания, подлежат немедленному уничтожению или утилизации;
ж) навоз, подстилка и остатки корма от животных, больных или подозрительных по заболеванию заразной болезнью, уничтожаются или обезвреживаются. Хозяйственное использование навоза от этих животных допускается только после предварительного обезвреживания его;
з) запрещается доступ людей (за исключением обслуживающего персонала) в помещения для животных, в стада, отары, табуны и т. п.
Порядок проведения охранно – карантинных и других ветеринарно-санитарных мероприятий в карантинируемых объектах (на карантинируемой территории) и осуществления ограничительных и предупредительных мероприятий в угрожаемой зоне определяется инструкциями Министерства сельского хозяйства СССР.
29. При карантинировании железнодорожных станций, морских и речных портов и пристаней, аэропортов или хозяйств и населенных пунктов, находящихся в радиусе до 10 километров от железнодорожной станции, морского, речного порта (пристани), аэропорта, управление железной дороги, пароходство, начальник аэропорта по представлению начальника ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства СССР при управлении железной дороги, пароходстве, руководителя соответствующего ветеринарного органа в месте нахождения аэропорта прекращает в случаях, предусмотренных инструкциями Министерства сельского хозяйства СССР, на время карантина погрузку и выгрузку животных, мяса и других продуктов и сырья животного происхождения и фуража на станции, пристани, в порту, аэропорту Органы, осуществляющие государственный ветеринарно-санитарный надзор, сообщают об этом в суточный срок Министерству сельского хозяйства СССР и соответственно Министерству путей сообщения, Министерству морского флота. Министерству гражданской авиации, органам управления речным транспортом, а также органам управления автомобильным транспортом союзной республики
Соответствующая организация (учреждение) ветеринарной службы совместно с начальником станции (пристани, порта, аэропорта), находящейся в пределах карантинируемой территории, обязана ч течение всего периода карантина проводить на станции (на пристани, в порту, аэропорту) ветеринарно-санитарные мероприятия, направленные на предотвращение распространения заразной болезни.
30. В карантинируемых объектах (на карантинируемой территории) и в угрожаемой зоне на основании решений исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся соответствующие хозяйства обязаны вывешивать оповестительные знаки с указанием объездных дорог и устанавливать сторожевыe посты (заставы, кордоны).
В целях усиления охранно-карантинных и ветеринарно-санитарных мероприятий по предупреждению распространения особо опасных эпизоотии при областных, краевых, республиканских ветеринарно-санитарных станциях или ветеринарных лабораториях могут в установленном порядке организовываться временные специальные ветеринарно-карантинные отряды и посты для контроля за соблюдением карантинных правил.
31. Ответственность за соблюдение карантинных правил и проведение мероприятий по быстрейшей ликвидации заразной болезни возлагается на руководителей хозяйств, предприятии, органы местной власти. Министерство сельского хозяйства СССР, министерства сельского хозяйства союзных республик и их органы на местах, а также на другие министерства и ведомства, в подчинении которых находятся хозяйства и предприятия.
32. Карантин снимается после полного прекращения заболевания животных заразной болезнью и проведения необходимых ветеринарно-санитарных мероприятий в колхозах, совхозах и на других предприятиях, в организациях, учреждениях и хозяйствах граждан (по истечении сроков, установленных соответствующими инструкциями). Снятие карантина (отмена решения об установлении угрожаемой зоны) производится исполнительным комитетом Совета депутатов трудящихся, Советом Министров республики, установившим карантин (угрожаемую зону), по представлению соответствующего ветеринарного органа.
33. Контроль за своевременностью и правильностью представления ветеринарными органами предложений об установлении карантина (угрожаемой зоны),   за соблюдением карантинных правил, проведением ограничительных и предупредительных мероприятий в угрожаемой зоне и за своевременностью снятия карантина (отмены решения об установлении угрожаемой зоны) осуществляется соответственно главными, старшими государственными ветеринарными инспекторами (государственными ветеринарными инспекторами)  в пределах их компетенции.
Так эту тему трактовал Устав. Заметьте, по пунктам в официальном документе в ранге закона прописаны мероприятия, относящиеся собственно к карантину. Все там не упомянутое относится уже к мероприятиям по ликвидации заболевания, и следовательно, не выполнение вышенеупомянутого законом не рассматривалось как нарушение требований карантина.
Было ли там что-нибудь про профилактический карантин?
А то! Раздел III. - Обязанности правлений колхозов, директоров совхозов, руководителей других предприятий, организаций и учреждений, граждан – владельцев животных и ветеринарных работников по предупреждению и ликвидации заразных болезней животных. 
п. 18. В целях предупреждения заразных болезней животных правления колхозов, директора совхозов, птицефабрик и руководители других предприятий, организаций и учреждений обязаны:
а) обеспечивать охрану животноводческих ферм (включая птицеводческие и звероводческие фермы) от заноса заразных болезней животных, возводить с этой целью необходимые ограждения и соответствующие ветеринарно-санитарные объекты (ветеринарно-санитарные пропускники, изоляторы, убойные пункты), не допускать ввоза (ввода) в хозяйства животных и их перемещения внутри хозяйства без разрешения ветеринарных специалистов, завоза на фермы и употребления кормов, не проверенных в ветеринарно-санитарном отношении, ограничивать допуск на фермы посторонних лиц;
б) содержать изолированно в течение 30 дней всех вновь поступающих в хозяйства животных и использовать их отдельно в течение указанного срока, немедленно извещая главного ветеринарного врача района (города) или ветеринарного врача, ветеринарного фельдшера участка (пункта, хозяйства) о поступлении в хозяйство животных; не допускать безнадзорного содержания животных (включая птиц) на территории ферм и населенных пунктов; бирковать принадлежащий хозяйству скот;
п. 20. Граждане — владельцы животных обязаны:
а) сообщать организации (учреждению) государственной ветеринарии (ветеринарному специалисту хозяйства) по месту жительства о приобретении животных и не пускать в течение 30 дней в общие стада вновь приобретенных животных.
Выполнение всеми Устава, предусматривающего кстати и Административную ответственность за нарушение требований карантина, плюс Инструкции по борьбе с отдельно взятыми заболеваниями долгие годы снимало все противоречия и не давало особых поводов для разногласий, несмотря на то, что понятие профилактического карантина незаметно потерялось. Просто это был не карантин – а по тексту Устава -  изолированное содержание вновь приобретенных животных.
И вот СССР крякнул. Устав отменили и новый закон «О Ветеринарии» № 4979-1 от 14 мая 1993 года даже в последней редакции разумного о карантине говорит лишь это:
«Статья 17. Обязанности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц государственной ветеринарной службы Российской Федерации в случаях возникновения очагов заразных и массовых незаразных болезней животных.
В случаях появления угрозы возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании представлений главных государственных ветеринарных инспекторов, государственных ветеринарных инспекторов по закрепленным территориям обслуживания, их заместителей вводятся ограничительные мероприятия (карантин)». Все.
Тут даже не понять карантин это отдельный вид ограничительных мероприятий или это их синоним. Маразм в ранге Федерального Закона. Или есть не согласные?
С учетом этой неразберихи ветеринарные органы разного уровня выдвигают самые разные требования по проведению карантинных мероприятий, причем порой нормы карантина при опасных заболеваниях распространяют на пункты, где наложены всего лишь ограничения и карантин инструкцией не предусматривается, и даже в тех случаях, когда проводится всего лишь профилактическое изолирование новых здоровых животных, в благополучном же по всем инфекциям пункте, при подтверждении здоровья и благополучия официальными документами этих же веторганов. Абсурд как следствие Маразма. Выход я вижу такой. Либо эти требования (карантина) должны быть прописаны законодательно (Инструкциями в каждом случае и Регламентом по проверке выполнения этих инструкций). Либо не следует разделять понятия карантина при особо опасном заболевании и карантина вновь поступившего животного. Карантины эти должны вплоть до последней собаки устанавливаться предписанием ветинспектора и выполнятся согласно этого предписания. Тогда будет логичным и наказание согласно новых изменений в Кодексе об Административных правонарушениях. Иначе за что штрафовать? Но тогда уже вся система превратится в  полный абсурд.

4

Продолжим тему карантина.
Итак, мы определились, что карантин как понятие бывает профилактический – для перемещаемых здоровых животных и при возникновении инфекционных заболеваний. Последняя его ипостась наиболее отрегулирована в законодательстве.
Во первых, карантин как система ограничительных мероприятий устанавливается не всегда, а только в тех случаях, когда на это указывает действующая инструкция по конкретному заболеванию. Т.е., если карантин не предусмотрен, то он и никак не сможет установиться, не сам, не с указания какого-либо инспектора (или псевдоинспектора).
Во вторых, карантин по Закону «О ветеринарии» устанавливается  Постановлением  органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на основании представлений главных государственных ветеринарных инспекторов, государственных ветеринарных инспекторов по закрепленным территориям обслуживания, их заместителей. Это оформляется именно так. В одиночку никакой инспектор карантин не устанавливает. Есть еще одно важное место ветзаконодательства в нынешнем виде. Поправка к закону «О ветеринарии» от 21.07.2007 № 191-ФЗ лишает многих чиновников от ветеринарии вносить представление об установлении ограничений и карантина в том числе, ограничивая права этих лиц. А именно: главные государственные ветеринарные инспектора зональных управлений государственного надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте, главные государственные ветеринарные инспектора городов, районов, их заместители, являющиеся начальниками (директорами) районных, городских станций по борьбе с болезнями животных, начальниками (директорами) районных, городских ветеринарных лабораторий, государственные ветеринарные инспектора территорий, обслуживаемых возглавляемыми ими ветеринарными лечебницами, ветеринарными пунктами, и другие лица, уполномоченные на осуществление государственного ветеринарного надзора.
Рассмотрим, почему. Зональных управлений госветнадзора на госгранице и транспорте больше нет. Их функции переданы федеральной службе в лице территориальных управлений Россельхознадзора. Главные госветинспектора районов, городов и их заместители согласно норм современного законодательства больше не являются начальниками станций по борьбе с болезнями животных, лечебниц и ветпунктов, директорами лабораторий. И если они как инспектора, такие представления делать имеют право, то всякие сотрудники районных ОГУ ветеринарии, работники ветлечебниц и лабораторий такого права лишены, как впрочем и давать какие либо предписания в связи с этими ограничениями. Формально все разумные требования по установленным ограничениям должны быть указаны в принятом Постановлении, либо там должна быть ссылка на конкретную Инструкцию по этому заболеванию, которая эти ограничения и перечисляет. Не разумным будет внесение ограничительных требований, не предусмотренных инструкцией или внесение в роли ограничительных ряд мероприятий по ликвидации этой болячки. Эти мероприятия должны быть отражены в соответствующем плане и к понятию ограничений или карантина отношений не имеют. Это важно при наступлении ответственности на нарушение правил карантина. Так невыполнение требований по повторному исследованию животного, лечению или даже вынужденному убою положительно реагирующего животного не могут рассматриваться как нарушение карантинных правил но зато попадают под действие п.2. Статьи 10.6. «Нарушение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных» Кодекса, причем наказание по этому пункту существеннее с учетом изменений N 247-ФЗ от 3 декабря 2008 г.
Имея статус закона на указанной территории Постановление об установлении ограничений или карантина является обязательным для исполнения всеми должностными лицами, хозяйствующими субъектами, гражданами, юридическими и физическими лицами. За выполнением требований указанных в этом документе имеют право следить не только веторганы, включая Россельхознадзор, но и МВД, МЧС, Роспотребнадзор, прокуратура и т.д.
Теперь о том, что все называют профилактическим карантинированием, и что формально так же попадает под термин карантина как системы ограничительных мероприятий, имеющих целью предупреждение заноса и распространения инфекционных болезней животных.
Как здорово по этому вопросу говорил старый ветеринарный Устав: содержать изолированно в течение 30 дней всех вновь поступающих в хозяйства животных и использовать их отдельно в течение указанного срока, не пускать в течение 30 дней в общие стада вновь приобретенных животных. Про какие либо дополнительные исследования, вакцинацию, прочие мероприятия, а также условия содержания этих животных ничего не говорилось. Изолированно и все. Можно использовать в хозяйственных нуждах, можно верхом в манеже ездить. Лишь бы изолированно. В логике здесь не откажешь. Все дополнительное, если оно нужно по соответствующей инструкции, должно быть сделано с указания ветспециалиста и с учетом эпизоотической ситуации в районе и плана проводимых в хозяйстве профилактических мероприятий. Новое же животное, если оно прибыло здоровое, из благополучного пункта и по нормальным ветеринарным документам вряд ли нуждается например в повторном исследовании на сап или вакцинации от сибирки. Даже слово карантинирование тактично не упоминается. Теперь современное состояние: пресловутая Инструкция по борьбе с ИНАНом -  устанавливаются ограничения на неблагополучный пункт, в благополучном же проводят карантинирование лошадей при поступлении в хозяйство, да еще и исследуют по серологии зверя, происследованного до этого в течение последних 6 месяцев. Вопрос не в том, нужно это исследование или нет, главное, что термин КАРАНТИН указан в Инструкции не предусматривающей его установление даже в случае если пункт признан неблагополучным. Ну как тут не поговорить на каждом шагу о карантине по любому поводу любому, кто это слово выговорить сможет.
Вернемся к сути. Профилактическое карантинирование вновь поступивших животных по логике должно происходить изолированно от основного поголовья под контролем персонала хозяйства и ветслужбы района. Любое изменение состояния животного в период карантина должно быть под вниманием ветспециалистов, любые подозрения на инфекцию сообщатся районной ветслужбе. С другой стороны, претензии у коневладельцев к ветслужбе появляются не по этому вопросу, а по невыполнимым требованиям, которые ветслужба предъявляет к месту такого изолированного содержания. Что же это должно быть – полнопрофильный изолятор с разрывом от других сооружений до 500 метров как в оборонных институтах, изучающих особо-опасные миксты или вполне подойдет денник в конце конюшни и отдельные средства ухода и кормления?  Требуется ли специальный дезблок и санпропускник сходный с тем, который мы требуем для предприятий закрытого типа – миллионных птицефабрик или свинокомплексов на 216 тысяч свиней или простые ворота тоже подойдут. Какой нормативный документ все это регламентирует?
Есть такие документы. Их ранг как законов сомнителен в настоящее время, но они носят рекомендательный характер и служат например надзорным органам для оценки и аттестации хозяйств на предмет их деятельности. Это так называемые Нормы технологического проектирования предприятий, по которым эти предприятия как бы и должны строиться. Кроме официально отмененных приказом МСХ № 539 от 16.12.2004г. как не прошедшие регистрацию в Минюсте НТП-АПК 1.10.07.002-02 « Нормы технологического проектирования ветеринарных объектов для городов и иных населенных пунктов», существуют НТП-АПК 1.10.07.001-02 «Нормы технологического проектирования ветеринарных объектов для животноводческих, звероводческих, птицеводческих предприятий и крестьянских хозяйств. Руководство», НТП-АПК 1.10.04.001-00 «Нормы технологического проектирования коневодческих предприятий», НТП-АПК 1.10.04.003-03 «Нормы технологического проектирования конно-спортивных комплексов». Разумеется все наши конюшни не соответствуют этим нормам, но даже при условии того, что эти нормы будут основой предписания ветинспектора по вопросам карантинирования, что мы сможем из них почерпнуть? Ну во первых НТП по коневодству и КСК ссылаются на Нормы технологического проектирования ветеринарных объектов для животноводческих предприятий, не устанавливая каких-либо жестких требований по этому вопросу. Указанные же НТП для животноводческих предприятий вообще для коневодства документ выигрышный.  Так в п. .11. Перечне ветеринарных объектов,  которые должны предусматриваться в составе различных животноводческих, звероводческих и птицеводческих предприятий (табдица 4) из 14 видов различных ветеринарных объектов для племенных коневодческих предприятий предусмотрена только твердая площадка для сбора биоотходов и дезбарьер, причем, при поголовье менее 100 маток, даже не обогреваемый. Товарные мясные и кумысные конефермы вместо площадки для биоотходов оборудуются биотермическими ямами. И все, никаких санитарных пунктов, дезблоков, изоляторов и карантинных помещений. А раз не надо, зачем городить лишнее. Да и то указанные требования рекомендуются для племенных и товарных предприятий. Если упираться до последнего, то даже эти требования норм например к частной конюшне могут не применяться. Или если точнее применяться с учетом к примеру эпизоотической обстановки в районе. Т.е. если она напряженная, то указание сделать дезбарьер вполне может поступить любому частному коне или скопо или птице владельцу. Например при угрозе возникновения птичьего гриппа новые (утвержденные Минюстом Приказ МСХ №103 от 3 апреля 2006г.) Правила содержания птицы наличных подворьях предусматривают для дезинфекции обуви дезинфекционные кюветы (дезковрики), оборудованные во всю ширину прохода, которые регулярно заполняют дезинфицирующими растворами. Что касается дезбарьера, то хоть эта штука и необходимая, но хлопотная в своем содержании, а в зимний период без подогрева просто не работающая. У нас поверьте не каждая птицефабрика может позволить себе подогреваемый дезбарьер, что уж говорить о частной конюшне. Карантинные мероприятия, установленные на неблагополучном пункте такого рода проводятся с учетом всех помещений, имеющихся в наличии, как и в случае с частными подворьями, что касается изолированного содержания в благополучном пункте вновь поступивших животных, то поскольку этот процесс должен проходить под контролем ветслужбы, она и определяет, достаточна ли предлагаемая владельцами конюшни изолированность. Если таковую по мнению ветслужбы не удается организовать, то решением вопроса может стать например изолированное содержание всей конюшни (двора), на период этого профилактического карантина, предусматривающее ограничение для вывоза всех животных конюшни, не только вновь прибывших, ограничение по возможности общего выпаса животных с не карантинируемыми. Эта особенность при передержке или приеме на содержание зверя например просто в частном дворе вполне может вызвать его зозяину больше временных неудобств, чем аналогичные действия в большой, более или менее оборудованной конюшне. Запретить же ввоз или приобретение новых животных на основании отсутствия должной карантинной площадки инспектор не вправе.
Ну и конечно все вышеперечисленное по профилактической передержке не касается животных поступивших с клиническими признаками заболеваний, без ветеринарных документов или при неправильно оформленных документах, отсутствии в документах отметок о проведенных исследованиях и вакцинации или из неблагополучных пунктов. В этом случае все мероприятия проводятся по предписанию ветинспектора, в котором он и указывает все планируемые вет-сан. мероприятия, а также требование к изолированному содержанию этого зверя.
Еще раз повторю такой момент. Специалисты станций по борьбе с болезнями животных, всяческих лечебниц и ветпунктов, директора лабораторий и работники мясоконтрольных станций вообще ничего запрещать или разрешать или указывать в виде предписаний не могут, поскольку работают в организациях по оказанию услуг населению.
Ссылки на приведенные выше Нормы технологического проектирования укажу сдесь же после размещения с согласия Администрации этих документов в Библиотеке.

5

Здравствуйте Alekx.
Позвольте задать Вам вопрос о карантинировании лошадей, выезжающих из хозяйства.
Вопрос в том, что имею ли я право карантинировать лошадь в помещении конюшни? Для въезжаюших лошадей имеется специально оборудованное и изолированное от других животных помещение вне конюшни. А для выезжающей? Обязательно ли её карантинировать так же, полностью изолированно? Или всё-таки можно под одной крышей с другими?

6

Revda написал(а):

имею ли я право карантинировать лошадь в помещении конюшни?

Вопрос в том, имеет ли кто либо право запретить Вам это? Поскольку профилактические карантинные мероприятия при перемещении животных вряд ли подходят под полноценное понятие Карантина как системы ограничительных мероприятий (особенно при планировании вывоза животного), то сложно указать и нормативный документ, регламентирующий порядок карантирирования животного перед транспортировкой. Почему не подходит это понятие? Ограничения могут вводится преимущественно органом исполнительной власти (пусть даже этим органом будет поселковый совет), а не специалистом организации по оказанию услуг. Нарушение порядка изолированного содержания вновь поступивших животных, рекомендованного ветеринарным специалистом районной ветслужбы может рассматриваться как нарушение определенных пунктов ряда Инструкций по борьбе с особо опасными болезнями животных и следовательно подлежит наказанию со стороны госинспектора района с учетом применимости конкретной статьи Кодекса об Административных нарушениях. Невыполнение требований того же районного ветспециалиста при карантинировании животных перед перемещением таким нарушением рассматриваться формально не может. Так же в этом случае это нарушение не может рассматриваться как нарушение карантинных правил. В типичной ситуации животное выходит из благополучного пункта (благополучие местности подтверждается в графе Особые отметки ветеринарного свидетельства, которое планируется выдать этому животному). Следовательно, никаких ограничений, тем более карантина на пункт отправления наложено не было. Если же у планируемого к вывозу зверя в результате исследований будут получены положительные результаты, то разумеется, действуем по Инструкции к данному конкретному заболеванию, вводим ограничения (карантин) и по факту его наложения запрещаем любое перемещение животных. Период т.н. «карантина» перед вывозом зверя требуется для проведения необходимых мероприятий по лабораторной диагностике и иммунопрорфилактике с учетом действующих Инструкций по болезням, Правил перемещения животных и эпизоотической ситуации в районе. Как правило Инструкции трактуют этот период как время за которое необходимо провести эти исследования и обработки (если наставления по применяемым вакцинам и нормативы ветзаконодательства не указывают иного). Так злополучный ИНАН необходимо исследовать не ранее чем за 30 дней до перемещения, следовательно в период «карантинирования» это необходимо сделать.  Аналогично сап по РА. Если используемая вакцина против сибирки применяется один раз в год, то повторной вакцинации в период «карантина» делать не нужно.
Изолированное содержание планируемых к вывозу животных однозначно излишне и особо не прописано как норматив.
Разумеется, есть не мало исключений из этого порядка. Некоторые весьма полезны. Так Правила перевозки спортивных лошадей не предусматривают их карантинирования (кроме случаев, когда это вызвано изменением эпизоотической обстановки) и предусматривают интервал исследования в 6 месяцев. Это вполне логично, ибо в противном случае спортивные лошади весь сезон только и делали бы, что стояли на карантине и непрерывно исследовались. С другой стороны это противоречит действующим Инструкциям. Ну и пусть.  Действуем по принципу – моя лошадь спортивная и не подлежит карантину при перемещениях и следовательно все требования Инструкций касающиеся исследований перед вывозом ее не касаются. Впрочем если у вашего зверя нет паспорта спортивной лошади, выданного  ФКСР или паспорта ВНИИка, то доказать ее спортивность будет уже затруднительно и формальные требования Инструкций на нее могут вполне распространятся.  Некоторые исключения не очень приятны, поскольку ляпы, содержащиеся в инструкциях могут осложнить жизнь владельца животного тем же самым требованием «карантина» перед вывозом (смотри инструкцию по борьбе с лептоспирозом п.4.22.), хотя и здесь есть тонкость, связанная с термином «продажа». Особый разговор о неблагополучных пунктах, животных перемещаемых из этого пункта для вынужденного убоя, либо переводе их в откормочники для передержки или доращивания, либо в иных подобных по ситуации случаях. Тут вполне могут быть требования изолированного содержания животных перед выводом с проведением ряда профилактических мероприятий. Впрочем это тема другого разговора и это так или иначе можно отнести к комплексу ограничительных мероприятий в этом неблагополучном пункте либо к мероприятиям по ликвидации конкретного заболевания (условно- схема оздоровления) и обычно коневладельцев касается редко. Вопрос о специальном карантине перед перемещением может возникнуть и при экспортно-импортных операциях. В этом случае если зверь, допустим, планируется для перемещения за рубеж, требуется не только разрешение на вывоз Россельхознадзора, но и выполнение веттребований принимающей стороны, которые должны быть заранее предоставлены вывозящим. Если в этих требованиях будут указаны требования карантина перед вывозом, проведение каких- либо исследований, вакцинаций или обработок в этот период, либо любые другие прихоти, их придется выполнять либо отказаться от задуманной поездки.
В общем не знаю, удалось ли мне приблизиться к ответу на поставленный вопрос, но поскольку законодательство не дает конкретики, то и ее требование не совсем законно. Не следует также забывать, что все мероприятия по этому «карантинированию» проходят под контролем специалиста районной ветслужбы (работника СББЖ) который являясь фактически представителем организации по оказанию услуг, должен ее либо оказать – происследовать и привить зверя согласно требованиям законодательства и по итогам этого выдать ветеринарный сопроводительный документ (свидетельство или справку), либо отказать владельцу в оказании этой услуги, причем обосновав причину отказа официально (т.е.со ссылками на норматив). И если отказать в выдаче ветсвидетельства можно при выявлении положительной реакции либо отказе владельца предоставить зверя для проведения комплекса ветмероприятий, то отказать в вакцинации или взятии крови на основании того, что зверь не изолирован в специальном помещении затруднительно, поскольку будет очень трудно подогнать под такой отказ имеющуюся законодательную базу. Во всяком случае, любые нарекания подобного специалиста о несоблюдении неких карантинных правил вполне можно парировать предложением выдать их в виде предписания в письменном виде. Если найдутся глупцы из числа представителей госветслужбы согласные на это, то лично мне их жаль и как представителей и как специалистов.
Ну и на последок добавим абсурда. Требование карантинирования перед отправкой указано еще в одном важном документе – бланке ветеринарного свидетельства формы №1 или ветсертификата формы №6.1. Посмотрите что там написано: «Животные перед отправкой карантинировались- место и количество дней. В период карантинирования животные не имели контакта с другими животными; ежедневно клинически осматривались и у них измерялась температура тела; в день выдачи ветсвидетельства обследованы, больных и подозрительных в заболевании не выявлено. В период карантинирования материал от животных исследовался в государственной ветеринарной лаборатории и были получены следующие результаты".
Что по вашему должно быть указано в этой графе для спортивной лошади вывозимой на соревнование? И если я там напишу не карантинировалась, то куда тогда я должен занести результаты исследований (которые кстати были сделаны не в период карантина, которого и не было). Вот так то. 
Иногда мне очень хочется посмотреть на человека, придумывающего все это. Интересно, как он представляет процесс карантинирования например собачки, которую любящий владелец собрался свозить к друзьям в соседний район или в ближайший город на выставку. Про лошадей даже и не будем вспоминать.

7

Позвольте несколько отойти от темы…     

Те же самые инструкции предписывают подвергать карантинированию всех  вновь  поступивших в хозяйство животных.  В этот период проводятся необходимые исследования и вакцинации. 
И так, инструкции по профилактике и борьбе с сибирской язвой : «…..4.3. На угрожаемых по сибирской язве территориях, определяемых ветеринарными органами республик, краев, округов и областей по согласованию с Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода РФ, проводят плановую профилактическую иммунизацию всех восприимчивых к болезни сельскохозяйственных животных, независимо от их принадлежности, используя принятые в практику вакцины в порядке и в сроки, предусмотренные наставлениями по их применению.»

Инструкция по применению вакцины АНТРАВАК-55  против сибирской язвы животных живой жидкой ( производитель: ОАО « Покровский завод биопрепаратов»г. Покров). Утверждена Непоклоновым Е.А. 09.09.2006 г.  ….  П.16. … « Обязательной профилактической вакцинации в период карантина подвергаются все животные, вновь поступившие в хозяйство…»
Инструкция по применению вакцины против сибирской язвы животных из штамма 55-ВНИИВВиМ живой сухой ( производитель: ФГУП «Орловская биофабрика» г. Орел) Утверждена Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору МСХ России 20.02.2007 г. ( Alekx, а что Россельхознадзор обладает такими полномочиями??? :sceptic: )   П.8 … « Обязательной профилактической вакцинации в период карантина подвергают всех животных, вновь поступивших в хозяйство…»

То есть, если я правильно понимаю, в период карантина вновь поступившее животное вакцинируют независимо от срока  предыдущей  вакцинация?    А если животное в течении года поменяло две - три конюшни, соответственно его прививают от сибирской язвы два-три раза?

К «счастью» для владельцев, инструкции у нас читают крайне редко  :dontknow:

8

Alekx, на территории РФ есть пункты  благополучные и НЕугрожаемые по сибирской язве???

9

vecz написал(а):

на территории РФ есть пункты  благополучные и НЕугрожаемые по сибирской язве?

Не знаю. Если кто знает, просветите нас. Думаю никто не хочет брать на себя такую ответственность, поскольку гарантировать благополучие территории на период допустим сто лет назад не возьмется никто.

vecz написал(а):

а что Россельхознадзор обладает такими полномочиями???

Вы наверное правы, и логика и нормы российского законодательства (Например Указ №314 от 09-03-04 О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти) подобное законотворчество не приветствуют, определяя именно федеральное министерство как орган, который осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, разве если только такой документ как инструкция или наставление по препарату можно отнести к индивидуальному правовому акту, касающиемуся проведения обязательных диагностических исследований и вакцинации животных по противоэпизоотическим показаниям, что Россельхознадзору разрешается делать исходя из Положения о нем № 327 от 30.06.04. Сам я этот пункт Положения представлял себе несколько иначе например в виде предписания о проведении противоэпизоотических мероприятий в конкретном неблагополучном пункте при конкретной ситуации.
Ну вот однако все именно так. И законодатель в лице МСХ, утвердившего Приказом №48 от 01.04.2005 Правила государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок,  определил именно РСХН как Главного Регистратора всего и вся. И, таким образом, "на основании решения о регистрации Россельхознадзор выдает Заявителю документ установленного образца о государственной регистрации на каждую форму (лекарственную) лекарственного средства или добавки сроком на 5 лет, утвержденную инструкцию по применению лекарственного средства или добавки и согласованную нормативно-техническую документацию." Отсюда и подпись Власова на чем угодно вплоть до Инструкции по применению Клинофида для адсорбции микотоксинов в кормах для сельскохозяйственных животных, в том числе птиц (2008).
Ну и конечно любую инструкцию или наставление по конкретному препарату нельзя рассматривать как документ предписывающий определенные правила осуществления карантина или устанавливающий требования по обязательной вакцинации кого либо чем либо.
Так нам подсказывает не только логика но и нормы действующего права. Точнее там вообще не должно быть упоминания об этом, поскольку сам этот документ служит другой цели. Но как видите создатели этих опусов пользуются какой то другой логикой и правом или вообще об этом не задумываются. Представьте себе некого "специалиста" который диктует вам правила проведения карантина вашего зверя, зачитывая их из инструкции по применению препарата, которую вытащил из только-что распечатанной коробки. Даже и не смешно. Еще один абсурд в ветеринарном законодательстве в тему подмеченный коллегой vecz

10

Новую тему создавать не буду - спрошу здесь - как примерно выглядит акт о постановке на карантин?(привезли пони из Москвы, все в порядке, но сибирки нет, поэтому официально поставили на карантин,чтобы вакцину выделили, до этого привозили лошадей, ветстанции в принципе, все равно на акты, поэтому сказали написать его в произвольной форме :( )

11

Акт
постановки животного на карантин     
"  "                   2010 г.                                                               
Комиссия в составе: .....    в   присутсвии ...... провела осмотр животного принадлежащего ..... , поступившего из .....,  карантинируемого на территории ..... 
Предоставлены следующие документы: ветсвидетельство ф.№1   № ....   выдано ....   от .......2010 г., ( паспорт, разрешени на ввоз и т.п.)
Согласно сопроводительным документам животному проведены следующие исследования ( названия, даты, результаты)   исследования проводились ( название организации, указано в ветсвидетельстве) , проведена вакцинацинация против .... ( указано в ветсвидетельсве)

Осмотром установлено: животное пол ...., масть ...., кличка ...., клиническое состояние ....., t ..., П...., Д....
На основании вышеизложенного:
- животному установить карантинное содержание до ....
- в период карантина не использовать животное в племенных и хозяйственых целях
- карантинные мероприятия проводить согласно плану
- навоз складировать в специально отведенном месте  до окончания карантина.
- и т.п. .....

                                             Подписи:......

Отредактировано vecz (12-03-2010 00:16:07)

12

ПЛАН
КАРАНТИННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
для животного ......., принадлежащего ...., карантинируемого ......

- Диагностические исследования крови на ( согласно эпизоотической обстановки, плану противоэпизоотических мероприятий, инструкций по профилактике заболеваний) , дата проведения;
- вакцинация против, дата вакцинации
- Термометрия - ежедневно ( данные заносятся в журнал карантинирования)
- заправка дезбарьеров - (согласно инстукции к дезпрепаратам)
- и т.п. ( исследования на я/лист, профилактические обработки .....)

План утверждается руководителем территориальной ветслужбы и подписывается ответсвенным лицом со стороны организации или владельцем

Отредактировано vecz (12-03-2010 00:17:47)

13

bad_lynx написал(а):

поэтому официально поставили на карантин

До этого вновь поступившие животные не карантинировались????

bad_lynx написал(а):

поэтому сказали написать

А писать акты это обязанность госветслужбы ....

14

Спасибо за образцы! Нет, не карантинировались...до этого наша организация не была оформлена официально, а на частников особого внимания не обращают. С этого года мы аж автономная некоммерческая организация  и куча еще других буковок, и обязаны все бумажки предоставлять...насчет акта о карантине эпизоотолог сказал - напиши, мы подпишем...