В прошлый раз мы немного поговорили о том, что такое мокрецы, и коснулись темы их происхождения. Напомню, что мокрецы – это воспалительный процесс в поверхностных (экзема) или более глубоких (дерматит) слоях кожи в области сгибательной поверхности пута у лошади. Так как сегодня нам предстоит рассмотреть более подробно профилактику и некоторые моменты правильного терапевтического подхода к решению проблемы, то начнём мы с развенчания некоторых предубеждений в отношении мокрецов.
Самое, наверное, распространённое предубеждение, которое придётся развенчивать, - это тотальная уверенность в том, что «мокрецы появляются исключительно от грязи!». Причём к понятию «грязь» у нас относят равнозначно и залежи навоза в денниках, и межсезонную чачу в полях и левадах. Честно говоря, эти два «культиватора» грязи настолько редко встречаются в современных конюшнях, что только один этот факт должен подвергнуть сомнению «грязевую» теорию происхождения мокрецов. В советские времена, правда, эта теория была настолько крепка, что в некоторых крупных конных заводах были оборудованы асфальтированные (на самом деле асфальтированные как лучшие кольцевые дороги) левады! Проблему мокрецов такой подход не решил, но экономия на расчистке, думаю, была колоссальная. Наверное, теперь тот, кто был твёрдо убеждён, что мокрецы у лошадей появляются только от грязи, должен возмутиться – «в навозе микробы, грибки, возбудители столбняка, в левадах лошади всю землю с навозом перемешивают, получается заразная жижа по самые …запястья – даже читать не буду!». Всё правильно: грязь штука неприятная, опасная всяческой заразой, но и… безобидная, с другой стороны. По идее все свинюшки, блаженно похрюкивающие в грязевых ваннах, должны быть сплошь покрыты ужасными язвами, волдырями и коростой. Ан нет – обсохнут, отряхнутся , и опять розовенькие и аппетитненькие! Вся эта уличная грязь – влажная земля, раскисшие в межсезонье прогоны, левады и т.п. – сама по себе не является причиной мокрецов! В первую очередь потому, что никакая грязь не может запросто проникнуть в здоровую кожу, как лошади, так и человека, и вызвать воспаление. Чрезвычайно опасным станет только контакт больной или поврежденной кожи с грязью, содержащей возбудителей инфекции. При этом возникновение мокрецов будет почти благополучным результатом этой «встречи».
Конский навоз, имея славу лучшего из удобрений, не так уж и безобиден для самих животных: с экскрементами лошади выделяют огромное количество микробов, микроскопических грибов, патогенных спор, многие из которых долго сохраняются в почве, не теряя своей вредоносной силы. Так в местах массового выгула, выпаса лошадей формируется «минное поле» из возбудителей инфекции. Особенно активно эти «мины» начинают «срабатывать» в условиях повышенной влажности – в дождливые сезоны, в заболоченных местностях. И, напомню, первыми будут поражаться лошади с ослабленной или механически поврежденной кожей.
На состоянии кожи лошади, думаю, надо остановиться поподробнее – это важно для предупреждения мокрецов любого происхождения. В принципе общеизвестно, что любая рана или ожог под путом у лошади – это не просто открытые, а «распахнутые настежь» ворота инфекции. Очень часто мокрецы развиваются на месте весьма болезненных ожогов
от путовых ремней, корды или веревки, на которой лошадь выпасалась (кстати, в большинстве европейских стран такой вариант выпаса запрещен законодательством). Это понятно – при такой травме серьёзно и глубоко повреждается кожа под путом, а на место повреждения внедряется любая патогенная микрофлора. Но бывают и микротравмы кожи – такие, что увидеть невооружённым глазом нельзя. До поры до времени их действительно обнаружить невозможно, зато появившийся мокрец засвидетельствует своим присутствием некую брешь в защите кожи. Микротравмы возникают при движении лошади по пастбищу со стернёй, по грунту с мелкими камнями, по траве с большим количеством осоки, по насту зимой. Мы сами можем нанести практически невидимые царапины на нежную кожу лошади под путом, растирая её соломенными или сенными жгутами, или жёсткими щёками. Микротравмы невидимы только для нас, а для бактерий или микроскопических грибов, которые сами видны лишь под микроскопом, - это входные ворота и путь к размножению. С этим моментом вроде всё ясно: для того чтобы различные возбудители мокрецов расцвели на ногах у лошади, кожа под путом должна быть повреждена в той или иной степени.
Но не только какие-то механические воздействия повреждают кожный барьер. Есть факторы, раздражающие кожу, особенно такую нежную как под путом. Например, моча. Моча, грубо говоря, это утиль организма: все, что не нужно для дальнейшей жизнедеятельности или может оказаться вредным, тщательно отфильтровывается из крови и выводится наружу. Получившийся «раствор» весьма ядрён, т.к. содержит соли и кислоты. Если лошадь часто мочится (по причине болезни или из-за перекорма сочными кормами) или вообще стоит в «настое» из отходов собственной жизнедеятельности из-за нерадивости хозяев, то её кожа под путом, по сути, получает ожог типа химического! У жеребцов и меринов – любимчиков своих хозяев мокрецы нередко начинают расползаться на передних конечностях. Слово «любимчики» в данном случае ключевое. Любимчикам начинают килограммами скармливать кусковой сахар, сладкие яблоки, сладкую морковь. Избыток сахара выводится с мочой, а струя мочи у особей мужского пола, бьёт, как известно, под передние ноги. Такие «сладкие» брызги и шерсть склеивают на щётках, и кожу под путом раздражают – мокрецы как на блюдечке. После отмены «сладостей» мокрецы исчезают буквально за несколько дней.
Тема о повреждении кожи внешними воздействиями настолько понятна и распространена, что не хочется переходить к очередному разубеждению. А придётся. Это следующий пункт наших сегодняшних «развенчаний». Конечно, проще сослаться на невидимые микротравмы кожи, чем поверить в то, что мокрецами может поражаться и внешне совершенно невредимая кожа. Защитная сила кожи вообще зависит от того, как эта самая кожа питается, то есть как активно кровоснабжается она и какие полезные вещества получает. Если рацион лошади по каким-то причинам беден белком, микро- и макроэлементами, витаминами, то коже не будет хватать пластического материала для обеспечения защитных свойств. На такую ослабленную кожу позарится любой захудалый грибок или совершенно безобидный микроб, став причиной мокрецов. Да, это действительно так: некачественное кормление может провоцировать развитие экземы. Или другая распространённая причина ослабления питания кожи: при достаточно качественном кормлении отсутствует моцион. Из-за болезни, или по волеизъявлению своего хозяина, когда лошадь вынуждена длительное время проводить в деннике, кровоснабжение нижних участков конечностей при этом нарушается (про себя любимых мы обычно говорим: «ноги затекают»), и кожа становится восприимчивой к любым патогенным воздействиям. Отсюда и мокрецы, какова бы стерильна «золотая клетка» ни была!
Многоопытные борцы с мокрецами выдвигают ещё одну интересную теорию происхождения экзем в области пута – нервного происхождения. Мол, стоит лошади сильно понервничать, например, на соревнованиях, выставке, выводке, как через несколько дней мокрецы у неё высыпают буйным цветом. Объяснение этому феномену существует совершенно простое: во время стресса, в его определённый период, организм лошади испытывает биохимическую перестройку, которая ведёт к ослаблению иммунитета. В сочетании с грунтом массового пользования это и приводит к развитию мокрецов, в частности.
Кстати, о местах общего массового пользования, не о пастбищах, а о боевых полях и выводных манежах. Я была очень удивлена, когда услышала от нескольких коневладельцев о том, мокрецы – это строго индивидуальное заболевание и другим лошадям не передаётся! Представьте себе, оказывается, многие люди, имеющие грибок на собственных ногах тоже уверены, что он их личный, собственный и гордо несут его в общий душ в бассейне! Только тот, кто унёс «чужого» грибка на своих (!) пятках из общественного душа больше так не считает. Уже давно доказано, что возбудители мокрецов прекрасно передаются через манежный грунт, причём сохраняются в нём долго в тех случаях, когда его не затрудняются обеззараживать до и после массовых мероприятий.
Вообщем-то, надо помнить, что в 80% случаев мокрецы заразны для других лошадей, и только в 15% появляются у какой-то отдельно взятой лошади по индивидуальной причине, не представляя опасности для других, а 5 оставшихся процентов приходится на мокрецы наследственной природы (у лошадей тяжеловозных пород, в основном).
Теперь, после долгих философских измышлений о взаимоотношениях лошадей с мокрецами, картина профилактики вырисовывается достаточно обширная.
Меры по предупреждению мокрецов начинаются с …кормления лошади. С правильного, сбалансированного кормления. Чем качественнее рацион лошади, чем меньше в нём плохо усвояемых или аллергенных компонентов, тем выше устойчивость кожи к любым внешним воздействиям. Второй по значимости момент профилактики – это движение. При активном движении кровообращение в нижних участках конечностей усиливается, что улучшает приток питательных веществ к часто «атакуемой» коже под путом. И на третьем месте – непосредственно гигиена. Кожа лошади боится как сырости ( а возбудители мокрецов её, наоборот, очень любят), так и пересыхания. Именно поэтому в районах, где засушливые сезоны сменяются сезоном дождей, мокрецы могут быть даже смертельно опасными для лошади (некробактериоз). Переохлаждения, солнечных и химических ожогов кожи тоже не следует допускать – помните: поврежденная кожа не способна к защите от инфекции. Следует ли тщательно растирать кожу под путом после мытья лошади? Высушивать - да, необходимо, а вот активно растирать сенными или соломенными жгутами всё же не стоит. Такой «массаж» мокрой или даже распаренной кожи сопровождается нанесением царапин, микротравм, через которые проникают патогенные микроорганизмы. Воспользуйтесь лучше мягким полотенцем, и такими аккуратными обжимающими движениями сверху вниз подсушите кожу под щётками. Надо ли говорить, что ножное полотенце у каждой лошади должно быть своё?
Итак, с одной стороны, мы должны следить за здоровьем и, соответственно, защитными свойствами кожи, а с другой, - необходимо уменьшить опасность заражения извне. О поддержании чистоты в деннике лошади даже говорить неудобно – это само собой разумеющийся ежедневный уход. А вот на некоторых нюансах гигиены остальных мест проживания лошади стоит остановиться подробнее. Например, левады, пастбища и манежи тоже требуют ухода. Постепенно нам, думаю, придётся усвоить этот цивилизованный способ содержания лошадей. Чтобы левады и места для выпаса не «чавкали» под ногами у лошадей, их как следует дренируют и устанавливают системы орошения. Это большие единовременные, но эффективные затраты. Затем регулярно (!), обычно с помощью минитехники, эти территории очищаются от навоза. Отличный способ профилактики не только мокрецов, но и глистных инвазий. Грунт рабочих манежей принято очищать от навоза каждый раз после работы лошади. У нас это пока слабо развитая практика, но уже пользуется популярностью в целях сохранения качества дорогого грунта. А вот грунты, на которых проводятся крупные соревнования, выставки, выводки обязательно должны проходить дезинфекцию до (если используются неоднократно) и после массовых мероприятий. Многие из современных дезинфектантов абсолютно безопасны для кожи человека и животных, и могут смешиваться с грунтом как в жидком, так и в сухом виде. О личной гигиене своей лошади можно побеспокоиться и самому (не стоит надеяться на то, что устроители междусобойчика потратились на дезинфекцию манежа). Для этого перед выездом на боевое поле обработайте кожу лошади выше копыт по середину пясти и плюсны защитной мазью или специальным кремом. А дома всё смоете и высушите.
Если мокрецов избежать всё же не удалось, постарайтесь не заниматься самолечением. Возбудителей мокрецов очень много (на досуге как-нибудь полистайте ветеринарный справочник – в мою задачу переписывание энциклопедий не входит), а вот сами мокрецы с виду друг на друга очень похожи. И если Вы обнаружили покраснение, припухлость, высыпания или корочки под путом у лошади, позвоните врачу, проконсультируйтесь. Успешное лечение всегда зависит от своевременной и правильной диагностики. Врач осмотрит лошадь, выяснит анамнез, с поражённого участка кожи возьмёт пробы (иногда требуется несколько разных проб) в специальные пробирки. В лаборатории определят «породу» возбудителя мокрецов, и можно будет подобрать оптимальное лекарство. Некоторые мокрецы требуют не только местного лечения, но и общей терапии, и даже лечебной вакцинации лошади. А во многих случаях затраты на лечение мокрецов и вовсе бесполезны без полной дезинфекции конюшни и обработки прилегающих территорий: даже если вашей лошади было правильно подобрано антибактериальное, противопаразитарное или противогрибковое средство, поврежденная кожа не успевает восстановиться настолько быстро, чтобы не заразиться вновь при контакте с грунтом, например.
Проблема мокрецов может перестать быть проблемой, если мы будем стремиться к настоящей культуре содержания лошадей, к цивилизованному подходу в проведении массовых конных мероприятий и, конечно, если мы когда-нибудь придём к пониманию того, что своевременная профилактика всегда лучше и выгоднее самого дорогого лечения.
P.S. Мне жаль, если я разочаровала тех, кто ожидал прочитать чёткую панацейную схему лечения зловредных мокрецов. Но я буду считать свою задачу выполненной, если хоть один владелец лошади отвлечётся от самодеятельной «росписи по лошадиным ногам» прочтёт внимательно статью и обратится за необходимой помощью к специалистам.
Романова Ольга Владимировна
Кандидат ветеринарных наук