Чиновники наехали на лошадей
Верховая езда в городе будет запрещена. А движение на гужевых повозках регламентировано с марта текущего года. В ближайшее время Комитет по транспорту должен разработать экскурсионные маршруты движения карет и составить перечень улиц, по которым им можно передвигаться. К таким решениям чиновники пришли на заседании городского правительства, пока обсуждали постановление, которое предполагало лишь регистрацию гужевых повозок и квалификационные экзамены для их «водителей».
На заседании чиновники планировали рассмотреть и принять дополнительные требования к движению гужевого транспорта в Петербурге. Глава Комитета по транспорту Александр Дацюк сообщил, что в ближайшее время комитетом будут разработаны специальные экскурсионные маршруты для карет и утвержден перечень улиц, по которым можно будет передвигаться и катать желающих. Возницам необходимо будет с 11 марта текущего года сдавать экзамен и получать номера на повозки.
Этот вопрос висел в воздухе много лет. То, что его, наконец, надо решить, показала трагическая история, которая привела к гибели 5-летней девочки прошлым летом. Но о ней на заседании городского правительства решили не вспоминать. Остальные вопросы, касающиеся трепетного отношения к лошадям, вызвали у чиновников вполне естественные улыбки.
- Зря этот вопрос вызвал у некоторых улыбку, - неожиданно сказала губернатор, - это такой же транспорт в городе, участник движения, и это движение надо регулировать. Тут не должно быть самодеятельности. А то ездят на лошадях у Медного всадника, по Невскому ездили, попрошайничают у иностранных туристов. Не имея разрешений, устраивают катания. Что касается повозок, то катаются кто как хочет, где хочет и как вздумается. Номерные знаки надо вводить, ответственность, а то потом и концов не найдешь. Это правильно и нужно.
Вице-губернатор Виктор Лобко не улыбался – ведь именно он исполнял обязанности губернатора летом, когда случилась трагедия с семьей мэра Сочи. Он не увидел в постановлении озвученного Дацюком пункта о будущих маршрутах движения. По его мнению, этот вопрос нужно решить так, чтобы не вешать потом «там где нельзя» знаки с перечеркнутой лошадью.
Валентина Матвиенко удивилась - зачем Комитету по здравоохранению надо будет разрабатывать специальную медицинскую справку для управляющих повозками? Ведь есть типовые справки для водителей. Александр Дацюк пытался объяснить, что обычная типовая справка не подходит, потому что она выдается будущим водителям автомобилей и мотоциклов. Юрий Щербук, глава Комитета по здравоохранению, тут же задал встречный вопрос, к какой категории транспортных средств относится гужевая повозка? Оказалось, что к той самой – к гужевым повозкам.
– А просто верхом кататься можно? - встрепенувшись, спросил вице-губернатор Сергей Тарасов.
– Нет, нельзя! - отрезала Валентина Матвиенко.
Однако, как оказалось, это нигде не прописано.
- Тут есть сложность, - вступил в полемику Дацюк и гордо озвучил давно известную юристам истину, - отдельно стоящая лошадь не является транспортным средством!
На самом деле юристы действительно несколько лет не могут определить, транспортное ли средство «отдельная лошадь» без повозки или просто домашнее животное. Именно поэтому с Невского проспекта власти никак не могли сместить девочек с животными, которые вызывают своим видом скорее жалость, нежели восторг. «Это проблема. Начинается лето, проезжаю мимо Медного всадника и каждый раз звоню главе Центрального района: «В чем дело дело, почему у вас лошади у Петра?», - заявила Валентина Матвиенко и тут же ввела новое правило: лошадь - это тоже транспорт, если на ней едут.
А раз это транспорт, то езду по тротуарам и по дорогам в городе ему тоже можно запретить. И запретили, оставив для конных прогулок парки. Тут заспорили отраслевые чиновники:
- Дорожки в парках испортятся! - вступился вице-губернатор Александр Полукеев.
- Нужно учитывать характер дорожного покрытия! - выступил глава КБДХ Олег Виролайнен.
В результате решили, что когда определятся с типом дорожек, которых для лошадей не жалко, тогда и пропишут правила.
Тут Юрий Щербук заинтересовался здоровьем лошадей:
– Лошади «техосмотр» должны проходить у ветеринаров, - заявила губернатор.
Александр Дацюк снова обратился к правилам, в которых записано, что транспортное средство - это карета и тяги с лошадью. И без лошади, которая должна проходить ветосмотр, номер на повозку никто выдавать не будет. «Вернее хозяин…», - поправился Дацюк, пытаясь сформулировать, кто же должен иметь справку о ветконтроле.
– Так хозяин или лошадь? - губернатор уже сама стала смеяться.
- Справку должен иметь хозяин на лошадь, - поправил всех глава ветеринарной службы Юрий Андреев. По его данным, в городе насчитывается 1102 лошади, 890 из них в 40-ка организациях и 212 - у частных владельцев. И только 6 организаций занимаются перевозкой людей. Замечаний к ним у управления ветеринарии нет.
Еще один повод для смеха дал Олег Виролайнен, который заговорил про мешки для навоза. Чиновники еще немного поспорили, где они должны висеть – на лошади, или на транспортном средстве.
Глава Комитета по культуре Николай Буров засомневался в целесообразности выдавать права на управление гужевыми повозками в 14 лет. «На вожжах гидроусилителя нет», - отметил он. А Александру Вахмистрову не понравилось то, что удостоверение будет выдаваться на 3 года, в то время как даже права на управление автомобилем выдаются сроком на 10 лет. Александр Дацюк стал настаивать на внесенных в его постановление формулировках: по федеральному закону повозками можно управлять с 14-ти лет, и на уровне субъекта федерации увеличивать эту планку нельзя. Только понижать. Хотя Валентина Матвиенко уже готова была ввести норму о том, что права возницам надо давать с 18 лет.

Постановление приняли. Сырое и рамочное, но легитимное. Правда, пока непонятно, как все эти нормы будут действовать и кто будет следить за их выполнением. Возможно, часть обязанностей возложат на УГИБДД, работу которого губернатор сегодня раскритиковала. Так что вполне можно ожидать облав на лошадей.

Александра Медведева
Фонтанка.ру