УТВЕРЖДЕНЫ
Решением Межправительственного совета по сотрудничеству в области ветеринарии от 5 ноября 2003 г. г. Киев
ЕДИНЫЕ ПРАВИЛА ГОСУДАРСТВЕННОГО ВЕТЕРИНАРНОГО НАДЗОРА ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕРЕВОЗКАХ ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ ГРУЗОВ
1. Область применения
1.1. Единые правила проведения государственного ветеринарного надзора при международных и межгосударственных перевозках животноводческих грузов (далее - Правила) разработаны на основании статьи 15 Соглашения о со-трудничестве в области ветеринарии между Правительствами государств-участников СНГ от 12 марта 1993г. (далее - Соглашение).
1.2. Требования настоящих Правил применяются в отношении подкон-трольных государственному ветеринарному надзору грузов:
животных (включая птиц, пушных зверей, лабораторных, зоопарковых и домашних животных, морских зверей, пчел, рыб и других гидробионтов), гене-тического материала (сперма, яйцеклетки, эмбрионы животных, расплод пчел, оплодотворенная икра, инкубационное яйцо, культуры клеток, продукция генно-инженерных технологий), племенного материала - гамет и зигот (семя, эмбрионы, коконы, грена, личинки);
продуктов животного происхождения (мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, рыба, рыбопродукты и морепродукты, яйцо пищевое и яйцепродукты, мед и продукты пчеловодства);
сырья животного происхождения (шкуры, шерсть, пушнина, пух, перо, эндокринное и кишечное сырье, кровь, кости и другие виды сырья);
кормов и кормовых добавок для животных;
лекарственных средств и фармацевтических субстанций ветеринарного назначения, биологических материалов и предметов коллекционирования жи-вотного происхождения.
1.3. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления контроля организациями государственных ветеринарных служб государств СНГ участников соглашения (далее - госветслужб СНГ) за качеством и безопасностью в ветеринарно-санитарном отношении подконтрольных государственному ветеринар-ному надзору грузов при международных и межгосударственных перевозках.
1.4. Настоящие Правила являются обязательными для исполнения орга-нами исполнительной власти государств-участников СНГ, органами исполни-тельной власти административных территорий государств-участников СНГ, ор-ганами местного самоуправления, юридическими лицами любой организацион-но - правовой формы (далее - организации), гражданами, в том числе индиви-дуальными предпринимателями, деятельность которых связана с перевозками подконтрольных государственному ветеринарному надзору грузов (далее - подконтрольные грузы) всеми видами транспорта.
2. Перечень нормативных актов
2.1. Соглашение о сотрудничестве в области ветеринарии между Правительствами государств-участников СНГ от 12 марта 1993г. (далее - Соглашение).
2.2. Инструкция о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору грузы, утвержденная Межправи-тельственным советом по сотрудничеству в области ветеринарии государств-участников СНГ 22 ноября 1998 г.
2.3. Ветеринарные требования при импорте подконтрольных грузов, ут-вержденные Межправительственным советом по сотрудничеству в области ве-теринарии государств-участников СНГ 4 апреля 2000 г. № 31-47.
2.4. Порядок оформления ввоза в государства-участники СНГ и вывоза из них лекарственных средств, предназначенных для использования в ветеринарии и животноводстве, утвержденный Межправительственным советом по сотрудничества в области ветеринарии государств-участников СНГ 17 апреля 2002 г.
2.5. Международный ветеринарный кодекс. Издание Международного эпизоотического Бюро (далее - Кодекс МЭБ).
2.6. Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), подписанная 3 марта 1973 г.
2.7. Правила перевозки живых животных (Документ ИАТА, ежегодное издание).
2.8. Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху. (ИКАО документ 9284- AN/905, глава 6 «Токсичные и инфекционные вещества»).
2.9. Товарная Номенклатура внешнеэкономической деятельности, утвер-жденная постановлением Правительства государства-участника СНГ (далее - ТН ВЭД СНГ).
3. Термины и определения
В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:
ветеринарные правила и нормы (далее - ветеринарные правила) -
нормативные документы, устанавливающие ветеринарные, ветеринарно-санитарные и зоогигиенические требования (в том числе ветеринарно-санитарные нормативы безопасности), несоблюдение которых создает угрозу возникновения и распространения болезней животных, в том числе общих для животных и человека, и пищевых отравлений (поражений);
ветеринарно-санитарное заключение - документ, выдаваемый организацией государственной ветеринарной службы государства-участника СНГ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) ветеринарным правилам объектов государственного ветеринарного надзора, подконтрольных грузов, а так-же норм технологического проектирования, проектов строительства, реконст-рукции и технического перевооружения объектов государственного ветеринарного надзора:
ветеринарное свидетельство (далее - ветсвидетельство) - документ установленного образца, выдаваемый организациями госветслужбы государства-участника СНГ все виды подконтрольных грузов, подтверждающий, что ука-занные грузы выходят из местности, благополучной по особо опасным и каран-тинным болезням животных, а сырье и продукты животного происхождения, кроме того, прошли ветеринарно-санитарную экспертизу в установленном по-рядке и соответствуют ветеринарно-санитарным требованиям;
ветеринарный сертификат (далее - ветсертификат) - международный документ установленного образца, выдаваемый государственным ветврачом государства происхождения подконтрольных грузов, удостоверяющий (гаранти-рующий) безопасность подконтрольных грузов в ветеринарно-санитарном отношении и благополучие государств по заразным болезням животных в соответст-вии с ветеринарными требованиями государства-импортера. Ветсертификат должен представлять собой документ на одном листе (может быть с оборотом или сдвоенный). Запрещается выдача ветсертификатов на разрозненных листах;
ветеринарные требования (далее - веттребования) - требования, предъявляемые центральными органами государственной ветеринарной служ-бы государства-импортера к ввозимым из-за границы подконтрольным грузам, направленные на охрану территории государства от заноса возбудителей зараз-ных болезней животных из-за рубежа и завоза, опасных в ветеринарно-санитарном отношении подконтрольных грузов, обязательные для выполнения всеми юридическими и физическими лицами на территории государства-импортера;
пограничный контрольный ветеринарный пункт (далее - ПКВП) - орган государственного ветеринарного надзора на государственной границе госу-дарства-участника СНГ, осуществляющий пограничный ветеринарный кон-троль при международных и межгосударственных перевозках, и ветеринарный контроль при внутригосударственных перевозках подконтрольных грузов на всех видах транспорта;
транспортный контрольный ветеринарный пункт (далее - ТКВП) -
орган государственного ветеринарного надзора, осуществляющий ветеринар-ный контроль при внутригосударственных перевозках подконтрольных грузов на всех видах транспорта;
импортирующая страна (страна-импортер) - страна окончательного назначения;
экспортирующая страна (страна-экспортер) - страна, из которой под-контрольные грузы отправляются в какую либо другую страну;
транзитная страна - страна, которую пересекают, доставляя подкон-трольные грузы в импортирующую страну, или в которой происходит времен-ная остановка в пределах ПКВП
разрешение на ввоз, вывоз, импорт, экспорт, международный транзит, переадресовку подконтрольных грузов - документ, выдаваемый главным государственным ветеринарным инспектором государства СНГ или его замес-тителем в пределах компетенции;
ветеринарно-санитарная обстановка - эпизоотическое состояние на определенной территории в конкретно указанное время, характеризующееся наличием болезней животных, их распространением и уровнем заболеваемости, а также организацией и полнотой выполнения ветеринарных правил;
эпизоотия - степень интенсивности эпизоотического процесса в количественном выражении, превышающая уровень спорадической заболеваемости, характерной для конкретной территории и времени;
противоэпизоотические мероприятия — система организационных и специальных ветеринарных мероприятий, направленных на предупреждение, выявление или ликвидацию эпизоотии;
карантин - комплекс специальных и организационно-хозяйственных мероприятий, направленный на локализацию и ликвидацию очагов заразных болезней животных;
лекарственные средства ветеринарного назначения (далее —лекарственные средства) - вещества, применяемые для профилактики, диагностики и лечения болезней животных, полученные из крови, плазмы крови, а также ор-ганов или тканей человека или животных, растений, минералов методами син-теза или с применением биологических технологий, а также вещества расти-тельного, животного или синтетического происхождения, обладающие фарма-кологической активностью;
корма и кормовые добавки - продукты растительного, животного, минерального и синтетического происхождения, используемые для кормления животных всех видов или для производства кормов;
генетический материал - сперма, яйцеклетки, эмбрионы животных, расплод пчел, оплодотворенная икра, инкубационное яйцо, культуры клеток, продукция генно-инженерных технологий;
племенной материал пород животных — животные, предназначенные для воспроизводства, их гаметы и зиготы (семя, эмбрионы, коконы, грена, ли-чинки);
безопасность в ветеринарно-санитарном отношении - соответствие продуктов и сырья животного происхождения (далее - животноводческая про-дукция), кормов и кормовых добавок ветеринарным правилам на всех этапах их производств, переработки, хранения, транспортировки и реализации.
4. Общие положения
4.1. Перемещение подконтрольных грузов через государственную границу государства-участника СНГ допускается только в пунктах пропуска на же-лезнодорожных и автомобильных станциях, в морских и речных портах, аэро-портах, или иных специально оборудованных местах, открытых для междуна-родных сообщений, где осуществляется государственный пограничный ветери-нарный контроль.
На военно-морских базах, на военных аэродромах и других пунктах пропуска через государственную границу государства-участника СНГ военных транспортных средств Министерством обороны государства-участника СНГ организуются ветеринарные контрольные пункты.
4.2. Порядок осуществления государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через государственную границу государства-участника СНГ (далее - пункт пропуска через госграницу) определяется законами и иными нормативными правовыми актами государств-участников СНГ.
4.3. ПКВП, расположенные на внешних границах государств СНГ - участников Соглашения, осуществляют пограничный ветеринарный надзор за перевозками грузов для всех государств СНГ - участников Соглашения.
4.4. Юридические и физические лица осуществляют импорт в государство СНГ подконтрольных грузов при наличии разрешения главного государственного ветеринарного инспектора соответствующего государства СНГ.
К ввозу в государства-участников СНГ допускаются перечисленные в пункте 1.2 настоящих Правил подконтрольные грузы. Перевозка подконтроль-ных грузов при экспорте, импорте и транзите, включая вывоз из страны-экспортера, осуществляется при наличии письменных разрешений главного госветинспектора государства-участника СНГ.
Подконтрольные грузы в течение всего времени транспортировки долж-ны сопровождаться ветсертификатами, оформленными госветслужбами госу-дарств-экспортеров.
4.5. Главный госветинспектор государства-участника СНГ может разра-батывать в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями СНГ и па-рафировать с руководителями госветслужб государств-экспортеров образцы ветсертификатов при импорте конкретного вида груза в это государство или экспорте из него.
При наличии согласованных парафированных форм ветсертификатов на конкретные виды подконтрольных грузов, их вывоз и ввоз разрешается только по указанным документам. Ввоз подконтрольных грузов из государств, с кото-рыми не имеется согласованных ветсертификатов, осуществляется по ветсертификатам, содержание которых гарантирует выполнение веттребований госу-дарств-участников СНГ к конкретному грузу в полном объеме.
4.6. Подконтрольные грузы подлежат перевозке только при наличии ве-теринарных сопроводительных документов (ветсвидетельства при экспорте, ветсертификаты при импорте), характеризующих ветеринарно-санитарное со-стояние подконтрольного груза и места его отгрузки, и оформляемых по фор-мам, в соответствии с Инструкцией о сопроводительных документах. Госвет-служба страны-импортера может потребовать представления ветсертификата по специальной форме.
Перевозимые предметы коллекционирования по зоологии, археологии и палеонтологии (чучела животных, останки вымерших животных и другие предметы коллекционирования) должны сопровождаться ветеринарными со-проводительными документами, подтверждающими благополучие местности по болезням списка "А" Международного эпизоотического бюро.
4.7. Международный транзит через территории государств-участников СНГ подконтрольных грузов (за исключением живых животных) осуществля-ется без специального разрешения.
Дежурный ветврач ПКВП (при ввозе на территорию и вывозе с террито-рии государства-участника СНГ) проводит досмотр груза, проверяет целост-ность упаковки, соответствие маркировки транспортным документам, наличие оригинала ветсертификата государства-экспортера. При наличии указанных ус-ловий на оригинале ветсертификата, при ввозе на территорию государства-участника СНГ, ставится штамп "Транзит разрешен", а в пункте вывоза с тер-ритории СНГ (завершения транзита) - штамп "Выпуск разрешен".
4.8. Международный транзит через территорию государства-участника СНГ живых животных осуществляется при наличии письменного разрешения главного госветинспектора государства СНГ по запросу центрального ветери-нарного органа государства-импортера с указанием пунктов ввоза, вывоза, маршрута следования, остановок, перегрузок, мест кормления животных.
Согласование возможности и условий провоза (перегона) животных через административные территории государства-участника СНГ с главными госвет-инспекторами этих территорий входит в обязанность импортёра животных. При ввозе на территорию и вывозе с территории государства-участника СНГ животных, дежурный ветврач ПКВП производит осмотр животных и при со-блюдении веттребований, на оригинале ветсертификата ставит штамп "Транзит разрешен", а в пункте его завершения "Выпуск разрешен".
4.9. В случае необходимости получения разрешений на транзит через тре-тьи государства (за пределами государств СНГ) их оформление осуществляется владельцем подконтрольного груза.
4.10. При импорте, экспорте и транзите из государства СНГ (в государство СНГ) в обязательном порядке заблаговременно оформляются разрешения цен-тральных ветеринарных органов соответствующих государств СНГ - участников Соглашения, на территории которых ввозится (вывозится) и через территории которых транспортируется подконтрольный груз. С ними также согласовывается маршрут следования.
Получение разрешений на транзит подконтрольных грузов при экспорте, импорте осуществляется только по запросам центральных ветеринарных орга-нов государства-экспортера (при экспорте) или государства-импортера (при импорте) в центральный ветеринарный орган соответствующего государства СНГ.
При оформлении разрешений главного госветинспектора государства СНГ при импортно-экспортных операциях с подконтрольными грузами и меж-дународном транзите в запросах главного государственного ветеринарного ин-спектора административной территории или его заместителя должна быть представлена информация о подконтрольном грузе, предусмотренная в под-пунктах 7.2.1 и 6.1.1 настоящих Правил. Запросы, оформленные с нарушением требований указанных в подпунктах 7.2.1 и 6.1.1 настоящих Правил, не рас-сматриваются.
4.11 Организации, граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, занимающиеся заготовкой, хранением, переработкой, экспортно-импортными поставками животноводческой продукции, разве-дением, выращиванием, содержанием животных, в том числе племенные хозяйства, карантинные базы, зообазы, зоопарки, цирки, ипподромы, выставочные помещения для животных, должны иметь разрешение на проведение перечисленных видов деятельности от главных госветинспекторов соответствующих административных территорий, на которой они расположены и находиться под их официальным постоянным контролем.
4.12. При международных перевозках подконтрольные грузы сопровож-даются оригиналами ветсертификатов, выданных представителем госветслужбы государства их происхождения (при импорте) или ветеринарным врачом (далее - ветврач) ПКВП государства-участника СНГ (при экспорте).
4.13. При экспорте подконтрольных грузов транзит через территорию других государств-участников СНГ, осуществляется только по ветсертификату государства СНГ, являющегося экспортером, оформленного в соответствии с требованиями госветслужбы государства-импортера.
При импорте подконтрольных грузов транзит осуществляется по ветсер-тификату страны происхождения, в соответствии с пунктом 7.1 настоящих Правил.
После завершения досмотра дежурный ветврач ПКВП на перевозочных документах проставляет штамп "Транзит разрешен", который заверяет личной номерной печатью и оригинальной подписью, которую расшифровывает имен-ным штампом с указанием своей фамилии и инициалов.
4.14. Оформление перемещений через государственную границу госу-дарств СНГ - участников Соглашения вирусных и бактериальных культур, ге-нетических структур, а также токсинов двойного применения (далее - биомате-риалы) осуществляется в соответствии с требованиями международных согла-шений и правил.
Экспорт биоматериалов из государств СНГ - участников Соглашения в другие государства осуществляется по лицензии службы по валютно-экспортному контролю соответствующего государства СНГ - участника Со-глашения, письменному разрешению центрального органа госветслужбы госу-дарства-экспортера и согласованию с центральным органом по контролю нар-котиков госветслужбы государства-экспортера, а также при условии выполне-ния ветеринарно-санитарных требований госветслужбы государства-импортера (в случае необходимости).
При импорте биоматериалов в государство СНГ - участника Соглашения из других государств требуется письменное разрешение центрального органа госветслужбы государства СНГ - участника Соглашения и согласование с цен-тральным органом государства-импортера по контролю наркотиков.
4.15. Ввоз животных, находящихся под угрозой исчезновения, а также их частей или дериватов, включая охотничьи трофеи, допускается при наличии разрешения (защитной марки) административного органа государства-экспортера в соответствии с Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИГЕС).
Вывоз из государств-участников СНГ указанных грузов допускается только при наличии разрешения административного органа СИГЕС в государстве-участнике СНГ.
4.16. Экспорт охотничьих трофеев разрешается при условии благополу-чия охотничьих угодий по карантинным болезням животных, подтверждаемого соответствующими ветсертификатами, при наличии лицензии на отстрел и вы-полнении веттребований государства-импортера.
На вывозимые охотничьи трофеи ветврач соответствующего района оформляет ветсвидетельство, которое заверяется главным госветинспектором этого района. В пункте пропуска на госгранице при выезде из государства-участника СНГ дежурный ветврач ПКВП на подконтрольный груз оформляет ветсертификат.
При вывозе охотничьих трофеев группами охотников от трех человек и более по линии иностранного охотничьего туризма разрешается оформлять од-но ветсвидетельство на всю партию. При этом к ветсвидетельству прилагается опись, заверенная подписью и печатью ветврача, оформившего ветсвидетельст-во, с указанием количества и конкретных видов охотничьих трофеев, принад-лежащих каждому охотнику. В пункте пропуска на госгранице при выезде из государства-участника СНГ дежурный ветврач ПКВП каждому охотнику на охотничьи трофеи оформляет индивидуальный ветсертификат.
4.17. Импорт в государства-участники СНГ охотничьих трофеев нефаб-ричной выделки осуществляется по разрешению главного госветинспектора го-сударства СНГ в соответствии с веттребованиями для сырья животного проис-хождения и сопровождается ветсертификатом государства происхождения.
4.18. Определение условий использования ввозимых в государства-участники СНГ подконтрольных грузов (хранения, переработки, переадресов-ки, использования в корм животных, возврата, утилизации, уничтожения), от-бор образцов и проб, относится к компетенции органов госветнадзора.
4.19. Все расходы по оформлению всех видов ветеринарных документов, выполнению веттребований, в том числе проведению ветеринарных обработок и исследований, а также других видов работ и услуг, связанных с проведением ветеринарного досмотра при международных и межгосударственных перевоз-ках несет владелец подконтрольного груза.
4.20. Лица, виновные в нарушении ветеринарных правил при осуществлении международных, межгосударственных и внутригосударственных перево-зок подконтрольных грузов, несут ответственность в соответствии с междуна-родными договорами и законодательством государства-участника СНГ.
5. Перевозка подконтрольных грузов в пределах государств-участников СНГ
5.1. Ветеринарный контроль при перевозках подконтрольных грузов в пределах административной территории государства-участника СНГ осуществляется главным госветинспектором соответствующей административной терри-тории государства-участника СНГ. Перевозка подконтрольных грузов в преде-лах районов (городов) осуществляется под контролем главных госветинспекто-ров районов (городов).
5.2. Перевозки подконтрольных грузов в пределах государства-участника СНГ осуществляются по согласованию с главными госветинспекторами административных территорий государства-участника СНГ, на территорию которых планируется их завоз для всех видов использования.
5.3. Оформление ветсвидетельств и ветеринарных справок осуществляется в соответствии с Инструкцией о сопроводительных документах.
5.4. Погрузка подконтрольных грузов в пределах государства-участника СНГ допускается только после проведения ветеринарно-санитарного досмотра ветврачами ПКВП или ТКВП.
Дежурный ветврач ПКВП или ТКВП осуществляет досмотр подконтрольного груза, транспортного средства, проверяет сопроводительную документацию и при их соответствии существующим требованиям, на ветсвидетельстве и пере-возочных документах проставляет штамп "Выпуск разрешен", который заверяет личной номерной печатью и оригинальной подписью, которую расшифровывает именным штампом с указанием своей фамилии и инициалов.
5.5. При перевозках подконтрольных грузов между государствами СНГ -участниками Соглашения из благополучных по инфекционным болезням областей, краев и других административных территорий каждая партия подкон-трольного груза сопровождается ветсвидетельством, оформляемым учреждени-
ем госветслужбы на русском языке, заверенным печатью областного, краевого (республиканского, где нет областного деления) органа госветнадзора.
При этом не требуется специального ветеринарного разрешения на тран-зит в пределах территорий государств СНГ - участников Соглашения, а также на перевозку подконтрольных грузов, произведенных в государствах СНГ - участниках Соглашения.
5.6. В случае возникновения на территории одного из государств СНГ - участников Соглашения особо опасных инфекционных заболеваний, преду-смотренных списком "А" МЭБ, массовых заболеваний неизвестной этиологии и ранее не регистрированных болезней, решение о введении полного запрещения, ограничений и возобновлении перевозок принимается главным госветинспек-тором государства-участника СНГ.
5.7. При перевозках в пределах государства-участника СНГ лекарствен-ные средства должны сопровождаться качественным удостоверением, выда-ваемым предприятием-изготовителем. Наличия ветсвидетельств при этом не требуется.
6. Порядок оформления экспорта подконтрольных грузов
6.1. Для оформления разрешения на вывоз из государств-участников СНГ подконтрольных грузов за рубеж владельцу груза, при подготовке соответст-вующего договора, необходимо не менее чем за 30 дней письменно обратиться к главному госветинспектору административной территории государства-участника СНГ по месту нахождения (оформления) груза.
К запросу необходимо приложить веттребования государства-импортера (в оригинале и с официальным переводом на русском языке). Веттребования государства-импортера передаются также дежурному ветврачу ПКВП при полном таможенном оформлении подконтрольного груза, который осуществляет досмотр груза и оформляет сопроводительные документы при его отгрузке.
6.1.1. При вывозе подконтрольных грузов в заявлении экспортера указы-ваются следующие сведения:
наименование, юридический адрес и ИНН экспортера;
наименование подконтрольного груза и его код (4 первых знака) в соответствии с ТН ВЭД СНГ;
количество подконтрольного груза, а также единицы его измерения;
предназначение продукции;
при вывозе племенного материала - копия подтверждения минсельхоза государства-участника СНГ по охране прав патентообладателей по вывозимым семенам сортов растений, племенному материалу пород животных (в случае требования государства-участника СНГ, в соответствии с национальным зако-нодательством);
ветеринарно-санитарная аттестация производства;
официальные веттребования госветслужбы государства-импортера или копия веттребований госветслужбы государства-импортера представленные и
заверенные импортером;
при вывозе лекарственных средств - торговое название препарата (торго-вая марка), препаративная форма, фасовка, сведения о регистрации каждого из ввозимых лекарственных средств в Департаменте ветеринарии государства-участника СНГ (номер и дата), либо наличие технических условий (ГОСТа), сведения об отсутствии в составе ввозимых лекарственных средств наркотиче-ских веществ, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю (в случае требования государства-участника СНГ);
вид транспорта, пункты пропуска через государственную границу госу-дарства-участника СНГ.
6.2. Главный госветинспектор административной территории государст-ва-участника СНГ рассматривает принципиальную возможность экспорта предъявленного подконтрольного груза с учетом возможности выполнения требований госветслужбы государства-импортера, характеристик груза, суще-ствующей эпизоотической ситуации административной территории и выпол-нимости лабораторных исследований. В случае невозможности выполнения веттребований госветслужбы государства-импортера главный госветинспектор административной территории государства-участника СНГ срочно в письмен-ном виде дает официальный обоснованный ответ владельцу груза о запрещении вывоза.
При необходимости, для решения указанных вопросов (получения дополнительной эпизоотической информации, проведения исследований в подведомственных НИИ и лабораториях и других необходимых действий) запраши-вается центральный орган ветеринарии государства-участника СНГ.
6.3. При положительном решении вопроса, указанного в пункте 6.2. настоящих Правил, главный госветинспектор административной территории дает указание главному госветинспектору соответствующего района по проведению необходимых работ, включая лабораторные исследования и оформление вете-ринарных документов. Эту работу проводят ветврачи хозяйств, предприятий, организаций под контролем и при непосредственном участии местных органов и организаций госветслужбы, которые несут ответственность за достоверность результатов.
Необходимые ветеринарные лабораторные исследования проводят только государственные ветеринарные лаборатории, аккредитованные в установлен-ном порядке. Особо сложные исследования могут проводиться в подведомст-венных НИИ и лабораториях.
6.4. Главный госветинспектор административной территории направляет главному госветинспектору государства СНГ запрос для оформления разрешения на экспорт не менее чем за 15 дней до планируемого вывоза подконтроль-ного груза и только при условии полного выполнения веттребований госвет-службы государства-импортера.
6.5. При экспорте готовых продуктов животного происхождения (консер-вы мясные, мясо-растительные, молочные и рыбные, сыры, масло сливочное, маргарины с содержанием животных жиров, топлёные кулинарные жиры, сухое молоко, яичный порошок, детское питание, колбасные и рыбные изделия, гото-вые мясные изделия, прошедшие термическую обработку, готовые молочные продукты, морепродукты, комбинированные продукты, имеющие в своем составе продукты животного происхождения, пресервы), бульонные кубики и сухие супы быстрого приготовления, а также дегидрированные супы, сухие дет-ские каши, сухое детское питание, готовые изделия из сырья животного проис-хождения, обработанные заводским способом (дубленные или выделанные ме-ховые шкурки, кожа из шкур всех видов животных без волосяного покрова, дубленые, хромовый полуфабрикат, замша, обработанные перья и пух, изделия из кишок (кроме кетгута из натурального шелка), синюги, пузырей или сухожилий, добавки животного происхождения для использования в пищевой про-мышленности (альбумин, пептоны, ферменты, энзимы), изготовленные в соот-ветствии с требованиями стандартов и нормативов на предприятиях государства-участника СНГ и при выполнении веттребований государств-импортёров, разрешения главного госветинспектора государства СНГ не требуется.
При экспорте продуктов детского питания и топленых кулинарных жиров ветсертификаты оформляются только по требованию госветслужб государств-импортеров.
Не требуется разрешения главного госветинспектора государства СНГ при вывозе из государства-участника СНГ мелких домашних животных, при-надлежащих гражданам (не более 2 голов).
6.6. При отгрузке подконтрольного груза главный госветинспектор района оформляет ветсвидетельство соответствующей формы, в котором должна содержаться полная информация о выполнении веттребований государства-импортера и указывается номер разрешения главного госветинспектора госу-дарства СНГ на вывоз подконтрольного груза.
6.7. Подконтрольные грузы вывозятся с территории государства-участника СНГ только с ветсертификатом, который оформляется дежурным ветврачом ПКВП этого государства СНГ взамен ветсвидетельства при условии полного ве-теринарного досмотра груза и его полного таможенного оформления.
После завершения контроля дежурный ветврач ПКВП на перевозочных документах и, в случае транзита - на ветсертификате, проставляет штамп "Вы-пуск разрешен", заверяет личной номерной печатью и оригинальной подписью, которую расшифровывает именным штампом с указанием своей фамилии и инициалов.
6.8. При экспорте лекарственных средств из государств-участников СНГ требуется: разрешение главного госветинспектора государства СНГ, лицензия на деятельность по распространению лекарственных средств, документы, подтверждающие право собственности на лекарственные средства, наличие сведе-ний об отсутствии в составе вывозимых лекарственных средств наркотических
веществ, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в государстве-участнике СНГ, а также выполнение ветеринарно-санитарных требований госветслужбы государства-импортера (в случае необходимости).
При оформлении экспорта из государства-участника СНГ лекарственных средств ветсертификаты выдаются только по требованию госветслужбы государства-импортера по образцу государства-импортера.
7. Порядок оформления импорта подконтрольных грузов
7.1. При импорте подконтрольных грузов государства-участники СНГ пользуются едиными ветеринарно-санитарным требованиями, утвержденными решением Межправительственного совета по сотрудничеству в области ветеринарии государств-участников СНГ от 4 апреля 2000 г. При подготовке соответствующего договора покупатель обязан получить образец соответствующего ветсертификата или веттребований на конкретный вид подконтрольного груза у главного госветинспектора административной территории государства-участника СНГ или учреждения государственного ве-теринарного надзора на Государственной границе и транспорте (далее - учреж-дения госветнадзора) и довести их до сведения экспортера груза.
7.2. Для получения разрешения главного государственного ветеринарного инспектора государства СНГ на импорт в это государство подконтрольных гру-зов юридическое или физическое лицо, предполагающее осуществить импорт в это государство продуктов животного происхождения (мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов, рыбы, яиц, продуктов пчеловодства) и сырья животного происхождения (шкур, шерсти, пушнины, пуха, пера, эндокринного и кишечного сырья, крови, костей и других видов сырья) (далее - импортер), не позднее, чем за 45 дней, а в случае импорта живых животных не менее чем за 60 дней до предполагаемого ввоза представляет в соответствующий орган управления государственной ветеринарной службы администрации территории, на которую планируется осуществить импорт подконтрольных грузов, заявле-ние с просьбой о выдаче такого разрешения (далее - заявление импортера).
7.2.1. В заявлении импортера указывается:
наименование, юридический адрес и ИНН импортера;
наименование подконтрольного груза и его код (4 первых знака) в соответствии с ТН ВЭД СНГ;
количество подконтрольного груза, а также единицы его измерения;
страна-экспортер и место происхождения подконтрольного груза;
предполагаемый срок ввоза подконтрольного груза;
виды транспорта, которые предполагается использовать при импорте подконтрольного груза;
пункты пропуска на государственной границе государства СНГ, через ко-торые предполагается осуществлять ввоз подконтрольного груза на его терри-торию и транзитного контроля;
цель импорта (реализация без переработки, переработка с указанием ко-нечного продукта переработки);
пункт назначения на территории государства СНГ с указанием предприятий по хранению (переработке) подконтрольного груза;
фирма-получатель, область, город;
ИНН получателя груза;
при ввозе живых животных - акты проверок животноводческих ферм, зоо-баз, других мест проведения карантина и ветеринарно-санитарное заключение;
при ввозе племенного материала - копия выписки минсельхоза государ-ства-участника СНГ из государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию, по ввозимым семенам сортов растений, племен-ному материалу пород животных (в случае требования государства-участника СНГ в соответствии с национальным законодательством);
при ввозе лекарственных средств - торговое название препарата (торговая марка), препаративная форма, фасовка, сведения о регистрации каждого из ввозимых лекарственных средств в Департаменте ветеринарии государства-участника СНГ (номер и дата), сведения об отсутствии в составе ввозимых ле-карственных средств наркотических веществ, психотропных веществ и их пре-курсоров, подлежащих контролю (в случае требования государства-участника СНГ);
7.2.2. К заявлению импортера прилагаются:
копия учетной карты участника внешнеэкономической деятельности;
копия договора хранения (переработки) подконтрольного груза, в случае, если хранение (переработку) подконтрольного груза предполагается осуществлять не на предприятиях импортера;
гарантийное письмо импортера о соблюдении требований ветеринарного законодательства, в том числе, об утилизации в установленном порядке под-контрольного груза, в случае его несоответствия ветеринарным требованиям (ветеринарным правилам).
7.3. Главный государственный ветеринарный инспектор административной территории, на которую планируется осуществить импорт подконтрольных грузов, в течение 15 дней рассматривает заявление импортера с прилагаемыми к нему материалами и направляет в министерство сельского хозяйства госу-дарства СНГ ходатайство о выдаче импортеру разрешения на импорт в это го-сударство подконтрольных грузов с прилагаемыми к нему материалами, либо направляет импортеру обоснованный отказ в выдаче такого разрешения в случаях, предусмотренных пунктом 7.3.6. настоящего Порядка.
7.3.1. В ходатайстве главного государственного ветеринарного инспектора административной территории, на которую планируется осуществить им-порт подконтрольных грузов, о выдаче импортеру разрешения на импорт в государство СНГ подконтрольных грузов (далее - ходатайство) указываются:
наименование, юридический адрес и ИНН импортера;
наименование подконтрольного груза и его код (4 первых знака) в соот-ветствии с ТН ВЭД СНГ;
количество подконтрольного груза, а также единицы его измерения;
страна-экспортер и место происхождения подконтрольного груза;
предполагаемый срок ввоза подконтрольного груза;
виды транспорта, которые предполагается использовать при импорте подконтрольного груза;
пункты пропуска на государственной границе государства СНГ, через которые предполагается осуществлять ввоз подконтрольного груза на территорию этого государства и транзитного контроля;
цель импорта (реализация без переработки, переработка с указанием конечного продукта переработки);
пункт назначения на территории государства СНГ с указанием предприятий по хранению (переработке) подконтрольного груза.
7.3.2. К ходатайству прилагаются:
заявление импортера с прилагаемыми к нему материалами;
акты ветеринарно-санитарной аттестации производства предприятий по хранению (переработке) подконтрольных грузов, указанных в заявлении импортера;
уведомление главного государственного ветеринарного инспектора иной административной территории о возможности утилизации в установленном по-рядке подконтрольного груза при его несоответствии ветеринарным требованиям (ветеринарным правилам) на этой территории, если на территории куда планируется осуществить импорт подконтрольных грузов отсутствуют условия для утилизации.
7.3.3. Ходатайство подписывается главным государственным ветеринар-ным инспектором административной территории, на которую планируется осуществить импорт подконтрольных грузов, либо лицом, его замещающим.
7.3.4. Главный государственный ветеринарный инспектор государства СНГ в течение 30 дней рассматривает ходатайство с прилагаемыми к нему ма-териалами. По результатам рассмотрения главный государственный ветеринар-ный инспектор государства СНГ принимает решение о выдаче разрешения на импорт подконтрольных грузов или об отказе в его выдаче в случаях, преду-смотренных пунктом 7.3.6. настоящего Порядка.
7.3.5. В случаях, если импортер впервые обращается с просьбой о выдаче разрешения на импорт в государство СНГ подконтрольных грузов, если объем заявленных к ввозу подконтрольных грузов превышает 10000 тонн, если ранее импортер при ввозе в государство СНГ не соблюдал требования ветеринарного законодательства, главный государственный ветеринарный инспектор государ-ства СНГ вправе в установленном порядке обратиться в органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль в сфере внешнеэконо-мической деятельности, с целью получения информации об импортере-участнике внешнеэкономической деятельности (юридические и почтовые адреса, финансовые реквизиты, телефоны, факсы, телексы, сведения об учредителях). При этом срок рассмотрения указанного ходатайства может быть увели-чен до 40 дней.
7.3.6. В выдаче разрешения на импорт в государство СНГ подконтрольных грузов может быть отказано в случаях:
ухудшения эпизоотической обстановки в стране-экспортере по особо опасным болезням животных в соответствии с перечнем карантинных и особо опасных болезнях животных, определяемым центральными органами ветерина-рии министерства сельского хозяйства государства СНГ;
при выявлении в стране-экспортере подконтрольных грузов наличия хи-мических или биологических веществ, запрещенных в установленном порядке;
предоставления импортером недостоверных данных;
несоответствия ветеринарно-санитарного состояния предприятий по хранению (переработке) подконтрольных грузов, заявленных импортером, уста-новленным ветеринарным правилам;
отсутствия необходимых данных в заявлении импортера, либо необходимых приложений к заявлению импортера;
несоответствия заявленного к ввозу объема подконтрольных грузов производственным мощностям заявленных предприятий;
если на одних и тех же предприятиях предполагается размещать однородные подконтрольные грузы для переработки и для реализации без перера-ботки.
Главный государственный ветеринарный инспектор государства СНГ может также принять решение об отказе в выдаче разрешения на импорт подконтрольных грузов при несоответствии ходатайства требованиям, указанным в пунктах 7.3.1., 7.3.3. настоящего Порядка, отсутствии необходимых приложений к ходатайству.
7.3.7. Решение главного государственного ветеринарного инспектора го-сударств СНГ о выдаче разрешения на импорт подконтрольных грузов или об отказе в его выдаче оформляется в виде телефонограммы, подписанной глав-ным государственным ветеринарным инспектором государства СНГ или лицом, его замещающим, в адрес учреждения госветнадзора и в соответствующий орган управления государственной ветеринарной службы административной тер-ритории, на которую планируется осуществить импорт подконтрольных грузов. Должно быть в течение 2 рабочих дней доведено через учреждение госветнадзора до пунктов пропуска на государственной границе и главного государственного ветеринарного инспектора административной территории, на которую планируется осуществить импорт подконтрольных грузов.
7.3.8. Выданное разрешение на импорт в государство СНГ подконтрольных грузов в течение срока его действия может быть отозвано в случаях, пре-дусмотренных пунктом 7.3.6. настоящего Правил.
7.3.9. Импортер, получивший разрешение на импорт в государство СНГ подконтрольных грузов обязан:
соблюдать требования ветеринарного законодательства при ввозе в госу-дарство СНГ подконтрольных грузов;
довести до экспортера подконтрольных грузов ветеринарно-санитарные требования при ввозе в государство СНГ конкретных видов подконтрольных грузов и образец ветеринарного сертификата;
исполнять указания должностных лиц государственной ветеринарной службы государства СНГ относительно ввоза (утилизации) подконтрольных грузов;
информировать соответствующий орган управления государственной ве-теринарной службы административной территории, на которую планируется осуществить импорт подконтрольных грузов, о намерении хранить (перерабатывать) подконтрольные грузы на предприятиях, не указанных в разрешении на их импорт в государство СНГ подконтрольных грузов;
хранить (перерабатывать) ввезенные подконтрольные грузы только на предприятиях, прошедших ветеринарно-санитарную аттестацию производства;
использовать ввезенные подконтрольные грузы на условиях указанных в разрешении на импорт.
7.3.10. В случае ввоза в государство-участника СНГ живых животных запрос направляют не менее чем за 2 месяца (с учетом необходимости времени для обследования хозяйства ввоза, оформления выезда государственного ветврача государства СНГ в государство-экспортер для проведения карантина вы-возимых животных).
7.3.11. При планировании импорта мяса и мясопродуктов из конкретного государства, условием которого является осмотр продукции на месте государ-ственным ветврачом представителем государства СНГ, для решения вопроса о его командировании запрос направляют не менее чем за 1,5 месяца.
7.4. При импорте в государство-участника СНГ готовых продуктов животного происхождения (консервы мясные, мясо-растительные, молочные и рыбные, сыры, масло сливочное, маргарины с содержанием животных жиров, топлёные кулинарные жиры, сухое молоко, яичный порошок, детское питание, колбасные и рыбные изделия, готовые мясные изделия, прошедшие термиче-скую обработку, готовые молочные продукты, морепродукты, комбинирован-ные продукты, имеющие в своем составе продукты животного происхождения, пресервы), бульонные кубики и сухие супы быстрого приготовления, а также дегидрированные супы, сухие детские каши, сухое детское питание, готовые изделия из сырья животного происхождения, обработанные заводским спосо-бом (дубленные или выделанные меховые шкурки, кожа из шкур всех видов животных без волосяного покрова, дубленые, хромовый полуфабрикат, замша, обработанные перья и пух, изделия из кишок (кроме кетгута из натурального шелка), синюги, пузырей или сухожилий, добавки животного происхождения для использования в пищевой промышленности (альбумин, пептоны, фермен-ты, энзимы) из государств, благополучных по карантинным болезням животных, в ненарушенной упаковке, изготовленных в соответствии с требованиями
стандартов и нормативов на предприятиях государств-экспортеров и при вы-полнении действующих ветеринарных и санитарных правил и требований государства-участника СНГ, разрешение главного госветинспектора государства СНГ не требуется.
Не требуется разрешения главного госветинспектора государства СНГ при ввозе мелких домашних животных, принадлежащих гражданам (не более 2 голов).
7.5. При импорте подконтрольные грузы досматривают дежурные ветврачи ПКВП, при наличии разрешения главного госветинспектора государства СНГ. Оформление ветсвидетельства взамен ветсертификата производится толь-ко при условии полного ветеринарного досмотра груза и полного его таможен-ного оформления. В ветсвидетельстве, выданном ветврачом ПКВП, должен быть указан номер разрешения главного госветинспектора государства СНГ на ввоз подконтрольного груза и записан предусмотренный в нем порядок его реа-лизации в соответствующем государстве СНГ или особое предписание об усло-виях его использования.
После завершения контроля дежурный ветврач ПКВП на перевозочных документах проставляет штамп "Выпуск разрешен", заверяет личной номерной печатью и оригинальной подписью, которую расшифровывает именным штам-пом с указанием своей фамилии и инициалов.
При контроле в транзите дежурный врач ПКВП проставляет на ветсертификате штампы "Транзит разрешен" и "Предъявить погранветнадзору по месту назначения".
7.6. При импорте лекарственных средств в государство-участника СНГ требуется: разрешение главного госветинспектора государства СНГ, лицензия на деятельность по распространению лекарственных средств, наличие сведений об отсутствии в составе ввозимых лекарственных средств наркотических ве-ществ, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в госу-дарстве-участнике СНГ, удостоверение качества предприятия-изготовителя, сертификат соответствия государства-экспортера, регистрационное удостоверение, выданное центральным органом ветеринарии соответствующего госу-дарства-участника СНГ, и сертификат качества, выданный органом по серти-фикации. Наличия (оформления) ветсвидетельств или ветсертификатов не тре-буется.
При импорте в государства-участники СНГ лекарственных средств из других государств, в случаях транзита через территорию государства-участники СНГ, требуется также разрешение на транзит главного госветин-спектора соответствующего государства СНГ и разрешение центрального орга-на госветслужбы соответствующего государства СНГ.
7.7. Порядок переадресовки импортных подконтрольных грузов, ввезенных на территорию государства-участника СНГ для промышленной переработки определяется главным госветинспектором государства СНГ.
В представлении на переадресовку подконтрольных грузов указываются следующие сведения:
предназначение продукции;
получатель (фирма, область, город) - кому переадресовывается продукция;
наименование продукции и её код (4 первых знака) в соответствии с ТН ВЭД государств-участников СНГ;
ветеринарно-санитарная аттестация производства;
ИНН получателя груза;
владелец продукции (фирма, область) - от кого переадресовывается про-дукция;
импортер продукции (фирма, область) - (кто ввозил в государство-участника СНГ);
номера разрешений главного госветинспектора государства СНГ на ввоз;
государство-экспортер, количество и единицы измерения продукции;
место хранения и переработки на территории государства-участника СНГ. Эти подконтрольные грузы должны сопровождаться ветсвидетельством, выдаваемым главными госветинспекторами районов (городов) - мест вре-менного хранения, в котором указывается номер разрешения главного госветинспектора государства СНГ на ввоз из-за границы и номер разрешения на переадресовку.
7.8. Перегрузка подконтрольных грузов назначением в государство-участника СНГ или транзитом через государство-участника СНГ, в морских пор-тах иностранных государств (третьих государств) на иные виды транспорта допускается только по разрешениям главного госветинспектора соответствующего государства СНГ, который определяет порядок транзита и производит согласо-вание с центральной госветслужбой государства гарантий осуществления обяза-тельного контроля пограничным ветеринарным органом этого государства.
7.9. При разделении общей судовой партии подконтрольного груза, сопровождаемой одним ветсертификатом страны экспортёра, на каждую партию груза дежурным ветврачом ПКВП государства-перегрузки оформляется копия ветсертификата государства-экспортера, в которую, (на обороте листа), вносятся следующие данные: соответствие груза и нового транспортного средства требованиям общего ветсертификата; номер транспортного средства и конкрет-ное количество перегруженного в него груза; название и адрес получателя груза в государстве-участнике СНГ и дата перегрузки. Эта копия ветсертификата государства-перегрузки, подписанная и заверенная дежурным ветврачом ПКВП, прикладывается к перевозочным документам.
При объединении мелких партий подконтрольного груза в иностранных портах или на станциях в судовую или вагонную партию, груз в дальнейшем сопровождается оригиналами всех ветсертификатов, оформленных на соответ-ствующие мелкие партии груза, на обороте которых дежурный ветврач ПКВП государства-перегрузки вносит данные о номере транспортного средства, в ко-торое произведена перегрузка. На подконтрольные грузы, перегруженные в же-лезнодорожные вагоны или универсальные контейнеры, ветсертификат пере-
оформляется и выдается на каждый вагон, контейнер или мелкую партию. Этот же ветврач должен оформить общий ветсертификат страны транзита на всю партию (судно, железнодорожную секцию) с приложением оригиналов всех ве-теринарных сертификатов стран-экспортеров.
7.10. При импорте мяса и мясопродуктов, племенных животных в госу-дарство-участника СНГ, в случае необходимости контроля за их отгрузками ветврачом - представителем центрального органа ветеринарии государства-участника СНГ в государстве-экспортере, им на оригинале ветсертификата, оформленного ветврачом госветслужбы государства-экспортера, производится запись о выполнении веттребований государства СНГ, ставится виза и дата.
7.11. Порядок ввоза продукции, поступающей в качестве продовольст-венной и гуманитарной помощи, в том числе из интервенционных запасов ЕС, определяется соответствующими постановлениями правительства государства-участника СНГ.
8. Порядок обращения в государственную собственность, возврата или уничтожения задержанных или конфискованных подконтрольных грузов
8.1. Все подконтрольные грузы, задержанные или конфискованные тамо-женными и/или другими уполномоченными органами в обязательном порядке подлежат ветеринарному контролю. Орган, задержавший или конфисковавший груз, обязан немедленно проинформировать учреждения госветнадзора, кон-тролирующее регион, и не допускать каких-либо действий по отношению к задержанному или конфискованному подконтрольному грузу до проведения ве-теринарного контроля дежурным ветврачом ПКВП.
8.2. Размещение на складе временного хранения задержанного подкон-трольного груза или перемещение его в другие зоны таможенного обслужива-ния производится по согласованию с главным госветинспектором учреждения госветнадзора и в присутствии дежурного ветврача ПКВП.
8.3. Определение условий использования задержанного подконтрольного груза, а также порядка отбора образцов проб и определение лабораторий или научно-исследовательских учреждений для проведения экспертизы осуществляется в соответствии с пунктом 4.18. настоящих Правил.
8.4. Окончательное решение о порядке выпуска/реализации конфискован-ного подконтрольного груза принимается только после рассмотрения представ-ленных документов, касающихся изъятого подконтрольного груза, а в случае необходимости и результатов проведенной лабораторной экспертизы проб, ото-бранных от каждой конкретной партии конфискованного подконтрольного груза.
8.5. Выпуск или реализация конфискованного подконтрольного груза могут быть произведены только на основании официального разрешения главного госветинспектора государства СНГ, принятого по результатам рассмотрения представленных главным госветинспектором учреждения госветнадзора или главным госветинспектором административной территории государева СНГ документов.
8.6. В соответствии с разрешением главного госветинспектора государст-ва СНОГ на выпуск конфискованного подконтрольного груза дежурный ветврач ПКВП обязан:
сделать полный досмотр подконтрольного груза и проверить соответствие ветеринарных сопроводительных документов государства-экспортера и перевозочных документов конкретному перемещаемому грузу и конкретному получателю;
оформить вместо ветсертификата государства-экспортера ветсвидетельство, в котором указать номер разрешительного документа на ввоз подконтрольного груза и в соответствии с разрешением главного госветинспектора государства СНГ, произвести запись о порядке реализации груза или об особых условиях его дальнейшей перевозки и хранения;
проставить во всех перевозочных документах штамп "Выпуск разрешен", заверив личной номерной печатью с оригинальной подписью и указанием даты контроля.
8.7. В случае обнаружения и задержания подконтрольного груза, не соот-ветствующего ветеринарно-санитарным требованиям, он подлежит возврату или ветеринарно-санитарной экспертизе (далее - экспертизе) с целью определения возможности его дальнейшего использования.
8.8. Решение о возможности использования запрещенной к ввозу подконтрольной продукции в пищу людям или на корм животным принимается ис-ключительно органами государственного ветеринарного или санитарно-эпидемиологического надзора в пределах их компетенции в соответствии с на-циональным законодательством.
В случае принятия решения о запрещении использования задержанной (запрещенной к ввозу) продукции в пищу людям или на корм животным, по со-гласованию с владельцем груза определяются возможные способы и условия его утилизации, уничтожения или возврата за счет владельца или экспортера.
8.9. Подконтрольный груз, владелец которого не может подтвердить его происхождение документами, удостоверяющими соответствующее качество и ветеринарно-санитарную безопасность, а также имеющий явные признаки не-доброкачественности, с разрешения главного госветинспектора государства СНГ подлежит уничтожению без проведения экспертизы или возвращается гру-зоотправителю (экспортёру).
8.10. Для оформления возврата подконтрольных грузов необходимы следующие документы:
акт о запрещении движения подконтрольного груза;
письменные обращения (заявления) грузополучателя и отправителя груза в адрес таможни и учреждения госветнадзора о своем согласии на возврат груза;
заключение — предписание органа госветнадзора по результатам ком-плексных лабораторных исследований проб.
8.11. Окончательное решение о возврате задержанного груза, поступив-шего с нарушениями ветеринарно-санитарных требований, принимается глав-ным госветинспектором соответствующего государства СНГ только после рас-смотрения документов, представленных органом госветнадзора в зону контроля которого перемещен на хранение задержанный груз.
8.12. При возврате подконтрольных грузов, не соответствующих ветеринарно-санитарным требованиям государств-участников СНГ, дежурный вет-врач ПКВП на ветсертификате государства-экспортера и товаросопроводитель-ных документах ставит штампы "Ввоз запрещён" и "Возврат", заверяет их под-писью и личной номерной печатью, проставляет дату оформления возврата.
8.13. Уничтожение конфискованных или возврат подконтрольных грузов осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательст-ва соответствующего государства-участника СНГ.
8.14. Расходы, связанные с перевозкой некачественной и опасной в ветеринарно-санитарном отношении пищевой продукции, ее хранением, эксперти-зой, использованием или уничтожением, возвратом оплачиваются грузоотпра-вителем (грузополучателем).