Лошадь умирает при перевозке, посередине маршрута длиной в 600 км, от тех же колик.
У госветслужбы-то какая инструкция на этот случай?
А теперь попробуем разобраться с этой ситуацией. Тут все сложнее и запутаннее.
Почему сложнее? Потому что народ требует не только хлеба и зрелищ, народ требует Инструкций.
Мы (коневладельцы) не МПС, мы на инструкции чихать хотели. Если инструкция есть и в ней написано – вынужденный убой, нам такая инструкция не указ. А если зверь сдох в продуктовой фуре с гордой надписью «Коневоз», то пляшите все вокруг любимого трупа, утилизируйте с оркестром и почестями, где ваши инструкции на этот счет?
Посмотрим вначале не далекую историю ветеринарного законодательства по вопросу автомобильного перемещения зверей.
Итак - май 1966 года. Хрущев уже два года как на пенсии и даже в апреле выведен 23 съездом из состава ЦК.
Минсельхоз СССР 17 мая 1966 года утверждает ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ЖИВОТНЫХ, ПТИЦЫ, РЫБЫ, ПРОДУКТОВ И СЫРЬЯ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫМ И ВОЗДУШНЫМ ТРАНСПОРТОМ. Почему только автомобильным и воздушным? Потому что МПС (государство в государстве) имеет свои Правила, утвержденные еще тов.Кагановичем, отголоски этих правил сохранились до сих пор в действующих и сейчас инструкциях, упомянутых постом выше.
Почему я упомянул эти Правила, для многих являющиеся древним артефактом?
Да потому, что формально они как не отмененные многими должностными лицами от ветеринарии до недавнего времени (и даже сейчас), воспринимаются как руководство к действию. Кроме того, нет никакой новой Инструкции или Правил по этой теме. Даже до конца толком не принятые новые Правила перевозки грузов автомобильным транспортом в последней редакции предусматривают действие сопровождающих лиц только в случае болезни: «14.17. При заболевании животного или птиц в пути экспедитор обязан обратиться в ближайший ветеринарный пункт для осмотра заболевшего животного или птицы и действовать в дальнейшем по указанию ветеринарного работника.» Падеж в этом документе упоминается только применительно к вопросу ответственности: «14.19. Перевозчик не несет ответственности за падеж животных и птиц в пути из-за болезни, неправильного размещения и крепления их в кузовах транспортных средств, а также несоответствия температуры воздуха условиям перевозок животных и птиц.» Т.е. фактически перевозчик или водитель как представитель фирмы перевозчика несет ответственность за гибель животных только в том случае, если их гибель вызвана тем, что он, превысив установленную правилами скорость, на красный свет, на железнодорожном переезде с закрытым шлагбаумом, пересекая двойную сплошную на встречной полосе, в непотребно пьяном состоянии, без прав и страховки пытался протаранить автомобиль ГИБДД. Во всех остальных случаях виноваты болезни, погода и владельцы, неправильно привязавшие зверя. Впрочем, эти правила пока Проект. Вернемся к Правилам 66 года. Что же там пишут?
Перевозка животных автомобильным транспортом
11. Автомобили, предназначенные для перевозки животных и птицы, должны быть соответствующим образом оборудованы.
В частности, при перевозке крупных животных, а также свиней, овец и коз борта машины должны иметь соответствующую высоту (не менее 100–110 см). Для защиты животных при перевозках их в неблагоприятных климатических условиях (сильная жара, осеннее и зимнее время) кузов машины должен быть закрыт брезентом или другим материалом. Необходимо, чтобы пол кузова машины был целым и без щелей.
Для перевозки животных целесообразно использовать автомашины специального типа (скотовозы). Кузов автомашины должен быть чистым, а пол кузова закрыт слоем подстилки (из опилок, соломы и т. д.).
12. Крупных животных (лошадей, коров, быков и др.) следует размещать в машине головой вперед и прочно привязывать.
Молодняк крупного рогатого скота в возрасте от двух лет, свиней, овец, коз и других мелких животных разрешается перевозить без привязи, но в таком количестве, чтобы все животные могли лежать в кузове автомашины.
При температуре наружного воздуха выше 30° .перевозка свиней, особенно откормленных (сальной кондиции), допускается только с разрешения ветеринарного врача.
Лошади перед погрузкой должны быть раскованы.
Птицу разрешается перевозить только в клетках, оборудованных соответствующим образом (по видам птицы). Клетки разрешается грузить на автомашину ярусами (но не более четырех), располагая их так, чтобы обеспечить в каждой клетке свободную циркуляцию воздуха. При погрузке клеток с птицей в несколько ярусов, кроме того, необходимо, чтобы дно клеток было плотным, жиже-непроницаемым. В клетках должно быть достаточное количество подстилки. Ответственность за правильность погрузки птицы возлагается на грузоотправителя.
Пчелы перевозятся в ульях, соответствующим образом подготовленных для транспортировки по усмотрению и под ответственность грузоотправителя.
13. В кабине машины, кроме шофера, при перевозках животных обязательно должен находиться специально выделенный проводник, независимо от количества перевозимых животных. При необходимости проводник размещается в кузове машины около животных, чтобы следить за ними. В этом случае для проводника должно быть оборудовано специальное место (при перевозке крупных животных – впереди кузова), отгороженное от животных.
14. В случае перевозки животных на большие расстояния (свыше 6 часов пребывания в пути) грузоотправитель обязан обеспечить их необходимым запасом корма. В пути следования животных периодически (не реже двух раз в сутки) обязательно следует поить.
При нахождении животных в пути более 12 часов их выгружают через каждые 10–12 часов для 3–4-часового отдыха. При невозможности выгрузки животным должен быть предоставлен отдых на этот срок без выгрузки из машин.
В период отдыха проводник обязан накормить и напоить животных, а машину очистить от навоза и добавить свежую подстилку.
Места отдыха и кормления животных, а также очистки машин от навоза должны быть заранее согласованы грузоотправителем с исполкомом местного Совета депутатов трудящихся и ветеринарными органами по маршруту перевозок.
На постоянно действующих маршрутах перевозок животных должны быть определены и оборудованы постоянные места водопоя.
Перевозить животных в автомашинах следует с особой осторожностью, без резких рывков и торможении.
15. Все животные перед погрузкой должны быть осмотрены ветеринарным врачом (фельдшером) хозяйства (базы, организации), которому они принадлежат, или ветврачом (ветфельдшером) местного ветеринарного учреждения. При осмотре определяют состояние здоровья и упитанности животных, а также возможность их транспортировки. Больные животные к перевозке не допускаются.
16. В случае заболевания или падежа животного в пути следования проводник обязан немедленно сообщить в ближайшее ветеринарное учреждение. Дальнейшее движение к месту назначения при этом допускается только с разрешения ветеринарного врача, осмотревшего животных, о чем должно быть указано в ветеринарном свидетельстве.
17. Перевозки животных автомобильным транспортом осуществляются по установленным автомобильным дорогам.
Маршруты перевозок животных, неблагополучных по какой-либо заразной болезни, устанавливаются соответствующими ветеринарными органами (по согласованию с исполнительными комитетами Советов депутатов трудящихся):
при внутрирайонных и пригородных перевозках – главным ветеринарным врачом района (города);
при межрайонных перевозках – ветотделами областей, краев, АССР, при межобластных (краевых, АССР) перевозках – управлениями ветеринарии союзных республик;
при межреспубликанских и международных перевозках – Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР.
18. Порядок перевозки и соответствующие ветеринарно-санитарные меры при перевозках животных, больных бруцеллезом, туберкулезом, и свиней, больных или подозрительных по заболеванию чумой, рожей, а также во всех других случаях транспортировки больных животных, если это допускается соответствующими правилами и инструкциями, определяются в каждом отдельном случае ветеринарным отделом области, края, АССР или ветуправлением союзной республики в соответствии с действующими инструкциями и ветеринарно-санитарными правилами.
п.16 стал основой для алгоритма действий любого водителя или проводника у которого в дороге произошло несчастье. Алгоритм действует и по ныне. И в нем есть своя логика. Допустим вы везете 3-х лошадей в другую областью. У вас есть на них ветсвидетельство, животные были клинически здоровы при погрузке, исследованы и привиты согласно законодательства. Одна лошадь в дороге пала. Все мероприятия по факту падежа должны проводиться на территории того района где пала (или выявлена павшей) лошадь. Всю ответственность за установление причины падежа, лабораторную диагностику, диагноз, дальнейшим мероприятиям, в том числе и по введению ограничений или карантина в случае выявления инфекционной болезни, возможности дальнейшего перемещения оставшихся в живых животных несет госветслужба того района на территории которого произошло сие печальное событие и разумеется гл.госинспектор района. В этой ситуации водителям и проводникам придется выполнять все требования представителей госветслужбы, главной задачей которых станет прежде всего установление причины падежа и предотвращение возможного распространения инфекции, в том числе и относящейся к группе особо опасных и общих для человека и животных. Утилизация павшего зверя здесь второстепенное дело зависящее от причины падежа. Наступает очередь уже упоминавшимся на форуме инструкциям ПРОФИЛАКТИКА И БОРЬБА С ЗАРАЗНЫМИ БОЛЕЗНЯМИ, ОБЩИМИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ. Разумеется, в первую очередь применяют ВЕТЕРИНАРНЫЕ ПРАВИЛА ВП 13.3.1320-96 Сибирская язва.
4.9. В соответствии с Законом РФ "О ветеринарии" владельцы животных обязаны:
- немедленно сообщать ветеринарным специалистам о случаях заболевания, вынужденного убоя или гибели животных.
5.1. При подозрении на сибирскую язву трупы животных не вскрывают. В лабораторию направляют ухо павшего животного со стороны, на которой лежит труп, предварительно перевязанное у основания шпагатом или другим материалом в двух местах и отрезанное между перевязками. Место разреза прижигают раскаленным металлическим предметом.
5.2. В ветеринарной лаборатории проводят исследование поступившего биоматериала в соответствии с действующими методическими указаниями "Лабораторная диагностика сибирской язвы у животных и людей, обнаружение возбудителя в сырье животного происхождения и объектах внешней среды". Сроки исследования: микроскопического - в день поступления материала, бактериологического - до 3-х суток, биологического - до 10 суток.
5.3. При получении положительных результатов микроскопического исследования биоматериала на сибирскую язву ветеринарная лаборатория немедленно дает предварительный ответ главному государственному ветеринарному инспектору района (города) и владельцу животного.
Ну и так далее по имеющимся на форуме правилам. Т.е. никуда не деться, опять таки режем злополучное ухо.
Если предварительный результат не дает оснований для задержания животных, их выпускают по маршруту, с приложением к сопроводительным документам Акта снятия трупа, Акта утилизации, результатов предварительного лабораторного исследования, отметки в ветеринарных сопроводительных документах о факте падежа животного. Гл.госинспектор района обязан сообщить о факте падежа в вышестоящую инстанцию для уведомления госветслужбы принимающего животных субъекта. Как правило в автомобильных перевозках редко задействован Россельхознадзор, поэтому все возложено на субъектовые веторганы. Другой вопрос, как эти самые органы будут реагировать на факт падежа, причем падежа транзитных для территории животных. В приведенном выше примере снятия трупа при ж/д перевозке Россельхознадзор информировал и.о.гл.госинспектора города о факте выявления падежа на узловой станции, являющейся частью его подведомственной территории. Выслушав сообщение по телефону этот чиновник заявил, что ничего конкретного сейчас сказать не может, ему надо для обдумывания ситуации 20 минут. После чего его телефон стал недоступен. Так что никто в подобной ситуации не будет особенно рад вашему неожиданному трупу. Впрочем как и любому другому на их территории, хотя это прямая обязанность госветслужбы. Железная дорога, сочиняя себе соответствующую Инструкцию поступила вполне разумно, не взвалив все проблемы связанные с трупом на начальников промежуточных маршрутных станций где все это произошло. Их обязанность – сообщить о факте. Для решения проблемы заранее выбраны как правило крупные узловые станции или станции имеющие в непосредственной близости Дезопромывочные пункты. Такие станции могут легко своими силами организовать снятие трупа, его временное хранение, транспортировку, утилизацию, дезинфекцию, водопой, ветеринарное обслуживание транзитных животных. При автомобильной перевозке все проблемы ложатся на госинспектора района. Причем у него нет одной конкретной инструкции. Весь алгоритм действий строится на комплексе законов, нормативных актов, правил и инструкций, выполнить требования которых обязанность ветслужбы. Довольно сложная задача. Которая усложняется, если причиной падежа стала инфекция.
Хочу быть ветеринаром!!!
В подобных ситуациях точно расхотите.
Впрочем иногда перевозчики и владельцы сами упрощают ее своими действиями.
И свалила в бывший погреб... Закидали ветками.. туда же жеребусю...
Можно еще по дороге сказку сочинить, как свободолюбивый зверь где-то посредине маршрута во время остановки на водопой завидев вдали прекрасную кобылу (жеребца) сиганул из коневоза и безумно красивая пара под лучами заходящего солнца умчалась в изумрудную даль полей… Владелец прослезится и порадуется за питомца нашедшего свое счастье.
Водитель вообще может не искать никакую ветслужбу. Половина маршрута из 600 км – 300. Три часа пути даже на приспособленном фургончике. Прибыли на место, открыли – Ой чего-то он не в порядке, а ведь полчаса назад здоров был как конь. Эх не углядели… Но все равно принимайте – по описи –конь 3 штуки – в наличии все! И все проблемы – принимающей стороне, и ихней ветслужбе. Тоже вариант. А какие проблемы, связанные с падежом в дороге возникают, когда едешь на соревнования! Попробуй докажи ветслужбе принимающей стороны, что все остальные звери в полном порядке, никакой смертельной заразы в коневозе нет и прибыли вы из благополучной по эпизоотиям территории. Нам пришлось подключать свое областное управление ветеринарии, которое выступило гарантом благополучия для ветслужбы другого субъекта при подобной ситуации, что и позволило допустить оставшихся в команде лошадей до стартов.
Нет, не дам я вам универсальной инструкции на этот счет. Только «Общая картина». Если есть врачи-практики, проводники, коневладельцы сами прошедшие через это – поделитесь, как оно было у вас, особенно в первый раз. Будет интересно. Я же в качестве зрелищ выложу пару своих фото про уже упомянутое ухо. Лошадя правда не нашел.